Автомобильный транспорт 
Проблемы автомобильного транспорта 
В статье представлены два метода аналитического построения траектории движения автомобильного транспортного средства посредством полиномного приближения; оценена сходимость предлагаемых алгоритмов с методом, описанным в [1] (гармоническое приближение). Данная статья продолжает данное исследование.
Приближенное построение траекторий позволяет быстрее в сравнении с построением и расчетом модели МКЭ исследовать движение автомобильного транспортного средства, облегчает работу по оценке эффективности работы факторов внутренней безопасности, а также помогает провести проверку корректности разрабатываемой модели МКЭ.
В статье рассматриваются основные проблемы пассажирского транспорта в Сирии, а именно отсутствие регулярных маршрутов (отсутствуют расписание и контроль). Также рассматриваются методы (модели) маршрутизации транспортной сети в разных условиях, в том числе классические модели, такие как модель Г.А. Варелопуло, модель О.А.-Г. Этлухова, модель И.С. Ефремова и современные модели, такие как алгоритм муравьиных колоний. Предложена методология планирования базовой маршрутной сети наземного пассажирского транспорта, которая представляет собой первый этап, позволяющий улучшить обслуживание пассажиров, использующих пассажирский транспорт, чтобы добраться до работы или учебы с минимальной затратой времени, повысив качество перевозок в регионе, который страдает от отсутствия организации пассажирского транспорта (на примере провинции Латакия – Сирия). Показана успешность применения этой методологии, предлагающей разработку маршрутной сети из 20 маршрутов и удовлетворяющей потребность в перевозках пассажиров к центрам транспортного тяготения.
Транспортная техника 
Рассмотрена градация механизмов поворота гусеничных машин по их типу, влияющему на кинематику поворота гусеничных машин, указаны особенности механизмов поворота и их основные свойства. Особое внимание уделено теоретическим исследованиям кинематических свойств малоизвестного МП IV-го типа и анализу влияния его на кинематику поворота гусеничных машин. Приведены сравнительные расчетные данные по механизмам поворота различных типов, в частности, оценено влияние типа механизмов поворота на скоростные свойства быстроходных гусеничных машин (БГМ), определяющие возможность их применения в конструкциях подобных машин. Получена математическая зависимость угловой скорости поворота БГМ в зависимости от грунтовых условий и расчетной кривизны поворота. На основе анализа свойств гусеничных машин с рассматриваемым МП IV-го типа сделаны выводы о его основных эксплуатационных возможностях с точки зрения применения в быстроходных гусеничных машинах и тракторах. Выделены основные недостатки БГМ с МП IV-го типа, ограничивающие использование последнего в конструкциях современных гусеничных машин.
Строительство 
В России разрабатываются типовые конструкции дорожных одежд для федеральных автомобильных дорог. Типовые конструкции позволят избежать ошибок при проектировании и обеспечат их эффективную работу в пределах нормативных сроков службы. Разработка типовых конструкций дорожных одежд ведётся с учётом обоснованных рекомендаций по назначению конструктивных характеристик слоёв покрытий и оснований: виду материала, толщине слоя, количеству слоёв, сочетанию материалов в конструкции. Полученные рекомендации для проектирования дорожных одежд федеральных автомобильных дорог можно будет распространять на любые автомобильные дороги общего пользования. В данной статье приведены результаты выполненного анализа практики применения различных видов асфальтобетонов дорожных покрытий на федеральных автомобильных дорогах России с нежёсткими дорожными одеждами. Разработаны рекомендации по назначению вида асфальтобетонного покрытия в зависимости от условий эксплуатации автомобильной дороги для применения этих правил при проектировании нежёстких дорожных одежд.
Безопасность дорожного движения 
Транспортная система Вьетнама развивается с каждым днем, но уровень безопасности движения на дорогах достаточно низок. Каждый год тысячи людей погибают и получают травмы от дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Это стало болезненной проблемой для государства и каждого гражданина – участника дорожного движения. В статье описано текущее состояние безопасности дорожной сети во Вьетнаме, приведены показатели аварийности, рассмотрены причины ДТП, а также причины неэффективного использования ресурсов при организации дорожного движения. Отражен опыт внедрения интеллектуальной транспортной системы в больших городах страны, а также обозначены важные, с точки зрения качества транспортной сети, проблемы, которые необходимо устранить для преодоления барьеров к развитию транспортного сообщения внутри государства. В статье также предложено одно современное решение существующих проблем, которое необходимо использовать – это система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Экономика и управление 
Инженерное образование 
Рассмотрены особенности педагогической деятельности, выделены наиболее востребованные характеристики этой деятельности: творческие способности, владение предметными знаниями, личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися. Показано, как используется в МАДИ наиболее эффективная образовательная технология – проектная технология. Процесс подготовки проекта предполагает тесное взаимодействие преподавателя и студента: они работают вместе, начиная с поиска и анализа литературных источников, выбора и поиска необходимого оборудования, а также подготовки презентации результатов проекта. Участие в исследовательском проекте развивает навыки научной работы, изготовление действующей модели развивает конструкторские навыки. В статье приведены некоторые примеры студенческих проектов и проектов школьников подшефного МАДИ лицея, выполненных под руководством преподавателей кафедры физики МАДИ. Показано, что личностно-ориентированное взаимодействие учащихся и преподавателя позволяет усилить мотивацию к освоению выбранной профессии.
В статье рассматриваются формы мотивации к обучению студентов, включая познавательный и социальный аспекты, а также методы стимулирования мотивации для студентов младших курсов, переход от деловой мотивации к познавательной. Показано, что последовательная деятельность по формированию мотивации студентов приводит к тому, что у успешных студентов отрицательное или нейтральное отношение к учебе на младших курсах сменяется на положительное личностное, действенное отношение к учебе. Проанализированы различные возможности и перспективы развития мотивации обучения, в том числе использование информационной системы для изучения курса физики «ИС МАДИ: физика», привлечение студентов к участию в предметных олимпиадах, творческая работа студентов под руководством преподавателей кафедры физики в рамках подготовки к Научно-исследовательской и научно-практической конференции МАДИ.
В инженерном образовании с каждым годом все активнее применяются новые технологии. Под термином новые технологии понимают в основном применение в образовательном процессе различного рода онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов и других видов информационных ресурсов. Применение всех вышеперечисленных технологий позволяет совершенствовать процесс получения новых знаний студентами и повышать их профессиональную востребованность на рынке труда. В работе рассматриваются особенности применения информационных технологий для инженерного образования в России, анализируя основные факторы, влияющие на применение информационных технологий в инженерном образовании. К таким факторам относятся особенности личности студентов поколения z, уровень компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава и структура учебного процесса в техническом вузе. На основе анализа рассмотренных факторов предложены способы взаимодействия преподавателей и студентов. Рассмотрен пример использования Google Classroom как вариант системы взаимодействия преподавателей и студентов.
Военное дело 
В статье изучен опыт инженерных и дорожных войск в проведении разведки военно-автомобильных дорог зимой в период Великой Отечественной войны; показано, что основное внимание уделялось строительству зимников и борьбе со снегозаносимостью дорог, для чего составлялся план снегоборьбы. Изученный опыт полезен для современных инженерных и дорожных войск, а также в гражданской сфере, особенно для дорожных специалистов, принимающих участие в освоении северных районов Российской Федерации.
В статье, исходя из опыта военной подготовки студентов, рассматривается влияние строевой подготовки на качество формирования офицера запаса. Одиночная строевая подготовка вырабатывает у военнослужащего запаса дисциплинированность, требовательность, предприимчивость, сплоченность. В период становления высшей военной школы Минобороны России актуализируется проблема качества строевой подготовки офицеров, сержантов, рядовых запаса на военных кафедрах при высших гражданских учебных заведениях. Выпускники военных кафедр, отнесённые к мобилизационному резерву и мобилизационному людскому ресурсу, в случае призыва должны быть способны в короткое время приступить к выполнению задачи в условиях интенсивного перевооружения, выработке новых решений в сфере боевого применения оружия и техники.
Материалы 76-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. Секция «Надежность и проблемы качества в автотранспортном комплексе» 
В работе рассмотрены особенности классического решения для критических напряжений в задаче устойчивости круговой продольно сжатой цилиндрической оболочки. Это напряжение состоит из двух слагаемых, отражающих способность оболочки сопротивляться выпучиванию за счет изгибных и мембранных деформаций. При ненулевом коэффициенте Пуассона развивается осесимметричный краевой эффект, который уменьшает критическую нагрузку и приводит к изменению начального расположения собственных форм по мере роста нагрузки (конкуренция собственных форм). Установлено, что в условиях краевого эффекта оболочка всегда теряет устойчивость по только неосесимметричным формам. Показано, что если краевой эффект не развивается, то порядок собственных форм потери устойчивости при нулевой нагрузке и при нагрузке близкой к критической идентичен, то есть явление конкуренции собственных форм не возникает.
В настоящее время лед, как объект разрушения, рассматривается как монокристалл, на гранях которого возникают главные напряжения. На наш взгляд, примеси, содержащиеся во льду в виде пузырьков воздуха, соли, пыли, органических веществ и т.д., делают структуру льда неоднородной как на поверхности, так и внутри самих кристаллов. В результате этого механические характеристики льда неодинаковы даже на соседних участках одного ледяного массива. С другой стороны, лед, по мнению авторов, занимающихся его исследованиями, представляет собой вязкоупругое твердое тело, которое при разрушении воспринимает продольное сдвиговое сжатие. Учитывая, что разрушение льда будет производиться под воздействием удара, считаем, что его разрушение будет происходить при усилиях, лишь незначительно превышающих предел упругости.
При создании модели авторы считали, что для поликристаллического льда упорядоченного типа возможны четыре системы упругих параметров – Е – модуль Юнга и m – коэффициент Пуассона в зависимости от направления приложенного усилия: вдоль и поперек кристаллов относительно с-осей.
В статье рассмотрены две модели разрушения льда – математическая и регрессионная, которые показали высокую сходимость по показателям регрессии.
В первом случае модель льда представляет собой бесконечную пластину малой толщины, опирающуюся на упругие связи чередующейся жесткости, которые расположены на жестком основании. Для разрушения льда ударом действующее усилие разрушения направлено вдоль плоскостей скольжения.
Во втором случае для подтверждения полученной теоретически модели разрушения льда был проведен численный эксперимент, в котором учитывались основные механические характеристики льда, геометрические параметры выбранной модели льда и факторы, оказывающие влияние на прочность льда: величина внешнего воздействия, толщина кристалла льда, толщина спайки, модуль Юнга, высота слоя льда.
Анализ сходимости результатов исследований на основе полученных моделей подтвердил гипотезу разрушения льда как вязкоупругого твердого тела, которое при разрушении воспринимает продольное сдвиговое сжатие.Материалы 76-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. Секция «Философия и политология» 
В статье рассматривается генезис феномена «автомобиль». Сегодня это понятие как семантическая категория соответствует языковому выражению «индивидуальное транспортное средство». Развитие автомобиля как артефакта и его значимость и общедоступность как феномена общественного сознания связано с несколькими факторами, которые детерминированы, а именно: эмоциональным отношением человека к миру; интеллектуальной революцией, начавшейся в европейской культуре в эпоху Возрождения; научно-техническим прогрессом, явившимся следствием вышесказанного. Природа автомобиля как объекта и отражение этой природы обнаруживается еще в культуре Древнего мира в процессе мифологического познания мироустройства. Космическая упорядоченность позиционировалась как прекрасное, которое выражено в ритмичном, целесообразном движении небесных тел. Это прекрасное осознавалось человеком и проецировалось на устройство земной жизни, символизировало могущество и власть. Атрибутикой прекрасного стали быстрота передвижения, динамическая мощь, эксплицируемые в художественно-образной форме мифологических богов и героев, а затем в виде движущихся аппаратов, которые объективировались человеком в классах колесниц, каждая из которых имела свои оригинальные характеристики. В эпоху Возрождения формируется гуманистическая парадигма, рассматривающая человека как творца, выражающего миропонимание в артефактах, например: движение и самодвижение в технических самодвижущихся средствах. В нововременной культуре индивидуальное творчество и самодвижение, как развитие индивидуальных способностей, объективировались в самодвижущихся транспортных средствах, а затем сместились на утилитарную трактовку самодвижения в виде освобождения человека от физического труда. Сегодня дуализм искусственного и естественного в виде принципа самодвижения наглядно выражен в автомобиле как предмете, дающем полную возможность проявления творческой активности.
Статья посвящена исследованию понимания в современных нестандартных ситуациях, например, ситуации виртуальной реальности компьютерной игры. Автор стремится рассмотреть нестандартные ситуации, с которыми сталкиваются люди в современном мире. Например, конфликтные ситуации, ситуации виртуальных игр или виртуальной коммуникации. Автор представляет понимание не только как обусловленное определенным контекстом или исторической ситуацией (философская герменевтика Х.-Г. Гадамера [1]), но и зависящее от глобальных проблем современности. Глобализация современного мира выдвинула на передний план осознание вовлеченности человека в мировые кризисы, в какой бы стране они ни происходили. Автор приходит к выводу, что изменилась ситуация понимания. Она требует более быстрого и четкого реагирования, более активного понимания вызовов окружающего мира. Виртуальная коммуникация зачастую вытесняет реальный диалог. Вместе с ситуацией понимания меняются средства и методы, которыми пользуются современные исследователи. Однако одним из самых мощных средств понимания остается интерес исследователя к исследуемому предмету. Именно он подталкивает задать вопрос неизведанному – то есть начать открывать новое. Живой интерес и воображение исследователя помогают ему в нестандартных ситуациях понимания.
Статья посвящена проблеме развития знания как основы убеждений человека. Автор подчеркивает, что знание – это та основа, из которой произрастают все человеческие убеждения. Автор подходит к исследованию проблемы, используя принцип развития, и прослеживает формирование научной картины мира от мифологических верований до современной цивилизации. Автор также анализирует формирование и структуру убеждения и влияния на него как мира в целом, так и внутреннего развития личности человека, его заблуждений и их преодоление. Он рассматривает формирование мировоззрения личности в динамике, отмечая влияния на него внешних и внутренних факторов. Автор замечает, что вопрос о соотношении мировоззрения и научной картины мира не может решаться однозначно, эти понятия совпадают и вместе с тем не совпадают. Автор отмечает также особенности формирования личного мировоззрения, когда имеется несоответствие между его уровнем и уровнем мировоззрения общества или социальной группы, к которой принадлежит человек. Это несоответствие преодолевается по мере того, как функции мировоззрения все более вступают в силу, что способствует выработке соответствующих устойчивых навыков мышления и практического действия. Именно так формируются убеждения личности.
В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы профессионального выгорания преподавателей вузов. Указываются внутренние и внешние причины данного явления. К внутренним причинам относятся личные качества и психологические особенности преподавателя. К внешним причинам относятся проблемы в образовательной системе, связанные с существующими общественными проблемами, а также проблемы, связанные с современными особенностями системы высшего образования: недостаточный общественный статус преподавателя вуза, значительно упавший со времени существования СССР, большая аудиторная нагрузка, большая загруженность бюрократической работой, которая чаще всего воспринимается преподавателями как абсолютно ненужная. Также проблема рассматривается в аспекте понятий «цель» и «средство», «рациональное и иррациональное». Согласно предложенной концепции нельзя дать эвристически приемлемого определения иррациональной деятельности через анализ категорий «цель», «средство», «результат». Но с помощью анализа соотношения цели, средства и результата возможно выявление ситуаций, способствующих проявлению «феномена иррациональности», то есть признания (ощущения) действующим субъектом непознаваемости ситуации и неразрешимости в данной ситуации проблем, имеющих для него высокую значимость. Чаще всего возникновение «феномена иррациональности» обусловлено различными факторами, в том числе такими, как неверно избранная цель, на деле несоответствующая интересам целеполагающего субъекта, или неосознанность субъектом своих целей и интересов, а также изменение ценностных приоритетов в процессе деятельности. Часто встречающийся фактор, особенно в социальной деятельности, приводящий к феномену иррациональности, – это подмена цели средством её достижения.
В статье рассматривается наиболее распространенная в отечественной, в основном учебной, литературе, точка зрения, определяющая прогресс как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятия «низшее», «высшее», «менее совершенное» и «более совершенное» не могут считаться определенными, так как употребляются безотносительно к чему-либо. Также исследуется точка зрения, считающая неприменимым понятие «прогресс» к неорганической природе в связи с циклическим характером её процессов. Рассматриваются социальные процессы, которые также могут считаться циклическими. Автор дает общее определение прогресса и исследует область применения понятия «прогресс». Прогресс определяется как совершенствование степени приспособленности к окружающей среде, полагающая и реализующая в деятельности свои цели система и в то же время степень независимости (автономности) данной системы от окружающей среды по отношению к её прошлым и будущим состояниям. Автор утверждает, что приспособление к среде, относящееся к прогрессивному типу, осуществляется за счёт реализации психических целей. В остальных случаях развитие может быть объяснено за счёт эволюционных изменений системы.
Концепция самоорганизации в настоящее время получила широкое применение, как в фундаментальной, так и в прикладной науке, становясь парадигмой исследования природных и социальных систем. В статье дана характеристика открытых систем, характеризующихся неустойчивостью, разнообразием, нелинейностью; раскрыты механизмы самоорганизации на примере развития объектов неживой и живой природы; обоснован вывод о самоорганизации как способе перехода системы на новый уровень развития. Продемонстрированы возможности синергетического подхода в исследовании социальных систем. Описаны примеры поведения живых систем. Для живых систем введён принцип относительности движения. Дано определение самоорганизации как процесса спонтанного упорядочивания, возникновения пространственных, временных, пространственно-временных или функциональных структур, протекающих в открытых нелинейных системах. Живые системы представлены как самоорганизующиеся системы, находящиеся в непрерывном хаотическом движении. Гомеостатические системы постоянно находятся в хаосе и это – особенность медико-биологических систем. Биосистемы и социальные системы схожи, так как находятся в непрерывном движении, но их состояние неповторимо во времени и пространстве. В статье делается вывод, что эта глобальная неопределенность присуща всем уникальным, сложным биосистемам, где речь идет о гомеостазе.
Статья посвящена междисциплинарной области знания – философии техники как самостоятельному направлению современного подхода к знанию. В современном мире техника становится предметом изучения самых различных дисциплин, как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Авторы подчеркивают, что количество специальных технических дисциплин возрастает, однако техника в целом не является предметом рассмотрения этих дисциплин. Это остается задачей философского исследования. Авторы рассматривают историю анализа техники как феномена, стадии технического оптимизма и технического пессимизма, говорят о более конструктивном подходе к обсуждению проблем техники, функций техники. Техника рассматривается как средство, удовлетворяющее определенную человеческую потребность. Авторы замечают, что наука исследует причину, а техника – целесообразность. Социальный философ Арнольд Гелен, отмечают авторы, был первым, кто рассмотрел возникновение симбиоза техники, промышленности и политики. А основной сущностью современного этапа развития техники является повсеместное внедрение информационных технологий – информатизация общества. Авторы делают вывод, что человечество стоит на пороге новой цивилизации, которая будет принципиально отличаться от всех общественных формаций, которые существовали до сих пор.
Термин «фундаментализм», как правило, обозначает приверженность учения или идеологии «фундаментальным» принципам, идеям или текстам, являющимся основой какого-либо учения или течения. Применительно к религии, этот термин получил более узкое значение: фундаменталистами, как правило, называют сторонников «очищения» вероучения от более поздних нововведений, наслоений и заимствований и возврата к «истокам», «корням» того или иного вероучения. Несмотря на то, что в современном мире фундаментализм ассоциируется с экстремистскими религиозными течениями и учениями, религиозный фундаментализм родился, развивался и вполне успешно процветает именно в США. В мировом масштабе ясно прослеживается обратная зависимость между уровнем экономического развития общества и уровнем его религиозности, но США представляют собой ярко выраженное исключение из этого правила. Фундаментализм появился как один из возможных ответов на вызов модернизации, он связан с развитием протестантского движения и оформился в среде американских протестантов в конце XIX – начале XX века. Американский фундаментализм претерпел значительную эволюцию. Фундаменталисты смогли освоить СМИ и Интернет-пространство и в настоящее время являются значимой силой в американской общественной жизни. Распространённой ошибкой считается причислять фундаментализм к одной из форм консерватизма. На самом же деле эти два понятия принципиально отличаются.