АМЕРИКАНСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация
Термин «фундаментализм», как правило, обозначает приверженность учения или идеологии «фундаментальным» принципам, идеям или текстам, являющимся основой какого-либо учения или течения. Применительно к религии, этот термин получил более узкое значение: фундаменталистами, как правило, называют сторонников «очищения» вероучения от более поздних нововведений, наслоений и заимствований и возврата к «истокам», «корням» того или иного вероучения. Несмотря на то, что в современном мире фундаментализм ассоциируется с экстремистскими религиозными течениями и учениями, религиозный фундаментализм родился, развивался и вполне успешно процветает именно в США. В мировом масштабе ясно прослеживается обратная зависимость между уровнем экономического развития общества и уровнем его религиозности, но США представляют собой ярко выраженное исключение из этого правила. Фундаментализм появился как один из возможных ответов на вызов модернизации, он связан с развитием протестантского движения и оформился в среде американских протестантов в конце XIX – начале XX века. Американский фундаментализм претерпел значительную эволюцию. Фундаменталисты смогли освоить СМИ и Интернет-пространство и в настоящее время являются значимой силой в американской общественной жизни. Распространённой ошибкой считается причислять фундаментализм к одной из форм консерватизма. На самом же деле эти два понятия принципиально отличаются.
Список литературы
1. Волобуев, А.В. Исламский фундаментализм как фактор формирования идентичности современных мусульман / А.В. Волобуев, Е.С. Кузина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. – № 4 (78). – С. 51–54.
2. Дик, Дж. Христианский фундаментализм / Дж. Дик // Сделано в Америке. Проблемы современной церкви. Богословие. Культура. Образование. – М., 2011. – № 15:4. – С. 588–596.
3. Кошко, М. В. Появление и развитие протестантского фундаментализма в США / М.В. Кошко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т. 2, № 2. – С. 227–237.
4. Косолапова, Е.А. Коммуникация как путь понимания (на материале философской герменевтики Х.-Г. Гадамера) / Е.А. Косолапова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2017. – № 1 (11). – С. 34.
5. Кузина, Е.С. Историческая судьба неолиберальной теории глобализации / Е.С. Кузина // Сборник научных трудов по материалам IV Международного форума Финансового университета и XII Фестиваля науки «Что день грядущий нам готовит?». – Казань: Отечество, 2016.
6. Кузина, Е.С. Адаптация постнеклассического образования к реалиям обыденного знания / Е.С. Кузина // Материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов РАН. Методология в науке и образовании. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет). – 2017. – С. 188–191.
7. Кузина, Е.С. Образование и социальный капитал / Е.С. Кузина // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Перспективы развития гуманитарных наук». – Иркутск: Изд-во «Научное партнерство «Апекс»», 2017. – С. 35–52.
8. Ревуненкова, Н.В. Протестантизм / Н.В. Ревуненков. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
9. Ниагарские конференции: теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвелла. – М.: Духовное возрождение, 2003. – 1488 с.
10. URL: http://law2.umkc.edu/faculty/projects/ftrials/scopes/tennstat.htm (дата обращения: 14.09.2010).
11. Hadden, J. Prime Time Preachers: The Rising Power of Televangelism / J. Hadden, Ch. Swann. – Massachusetts: Adison-Wesley, 1981. – 217 p.
12. Harris, H.A. Fundamentalism and Evangelicals / H.A. Harris. – New York: Oxford University Press, 1998. – 400 p.
13. URL: http://pewforum.org/publications/?TypeID=1/