Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск
№ 2(24) (2020)

Автомобильный транспорт

Рецензент: Ду Арман, канд. техн. наук, доц., МАДИ
1 463
Аннотация
В статье анализируется программа испытаний САЭТ в 2020 году в рамках независимого рейтинга безопасности новых автомобилей Euro NCAP. Рассматриваются испытания САЭТ с функциями предотвращения столкновений с пешеходами и велосипедистами. Представлены новые испытательные сценарии САЭТ при повороте автомобиля навстречу переходящему дорогу пешеходу, при движении автомобиля задним ходом, при выезде велосипедиста из не просматриваемых зон. Расчёт итоговой оценки САЭТ с 2020 года ведётся с учётом коэффициента весомости каждого типа испытаний. Приводится анализ условий проведения испытательных заездов.

 

Рецензент: П.И. Поспелов, – д-р техн. наук, проф., МАДИ

2 591
Аннотация

Рассмотрено использование для передачи данных c Simulink по CAN BUS, который сейчас широко применяется в робототехнике, авиа и автомобилестроении в системах управления для обмена данными между микроконтроллерами, благодаря своей простоте и надежности.

Выявлено, что ПО CAN_API.dll, откомпилированное в Microsoft Visual Studio (MVS) не работает с TDM-GCC-64 Matlab/Simulink из-за разного подхода в именах функций dll по стандарту C++11. Чтобы устранить эту проблему требуется перекомпилирование dll в среде TDM-GCC-64 под Windows, которое может выполнить только разработчик dll.

Оптимальным выбором для реализации передачи данных c Simulink на стенды с электроактуаторами по CAN BUS является использование адаптеров Titan TITAN ELECTRONICS INC, которые позволяют реализовать частоту обмена более 100 Гц для 6-ти осной платформы.

Предложен способ сжатия информации и повышения скорости обмена в 2 раза за счет побайтного занесения двух значений float в поле данных с использованием одинаковых значений идентификаторов объектов управления для двух цилиндров и последующего их разделения в программе микроконтроллеров цилиндров.

Разработана программа передачи/обмена данных c Simulink на устройства управления стендов, для которой оптимальным значением квантования является chc=350. Все это вместе позволяет реализовать частоту обмена 230 Гц и режим реального времени моделирования.

Рецензент: В.Е. Ютт, д-р техн. наук, проф., МАДИ

3 403
Аннотация

В статье рассматриваются схемные решения в области трехфазных инверторов напряжения, применимых к зарядной инфраструктуре и системам автономного электроснабжения, в том числе энергетических установок, в составе которых применяются возобновляемые источники электрической энергии. Определены схемные исполнения трехфазных инверторов напряжения, обозначены их преимущества и недостатки, сделан акцент на работе при несимметричной нагрузке. В рамках данного исследования сформирована комплексная математическая модель энергетической установки в специализированной среде компьютерного моделирования. С целью сравнительного анализа выходных характеристик инверторов различных схемных исполнений проведены расчетные исследования, отражающие оценку качества выходного напряжения при неравномерном распределении нагрузки между фазами.

Вопросы транспортного строительства

Рецензент: Ю.Э. Васильев, д-р. техн. наук, проф., МАДИ
4 601
Аннотация
На стадии эксплуатации автомобильных дорог по различным причинам необходимо проводить капитальный ремонт дорожной одежды. Наиболее распространённым на практике способом восстановления прочности дорожных одежд является их усиление: укладка новых или замена существующих верхних слоёв, в большинстве случаев из асфальтобетона. Толщина слоёв усиления должна рассчитываться исходя из информации о фактическом и требуемом модулях упругости дорожной одежды. В статье обсуждается ряд параметров выражения для определения требуемой прочности нежёстких дорожных одежд согласно нормативной методике при обосновании конструктивных решений по их усилению. Выражение для определения требуемого модуля упругости не учитывает способ испытания дорожной одежды, а также содержит иные несоответствия общим представлениям о работе и проектировании нежёстких дорожных одежд. Высказано сомнение, что в настоящее время требуемый модуль упругости назначается корректно. Приведены доводы о необходимости увязки методов испытания дорожных одежд на прочность и назначения требуемой прочности на разных этапах жизненного цикла автомобильной дороги

Рецензент: В.Н. Бойков – д-р техн. наук,  МАДИ

5 651
Аннотация
В статье проводится анализ поперечной ровности автомобильной дороги методом компьютерного моделирования. Общепринятые на сегодняшний день мероприятия по диагностике поперечной ровности предполагают перекрытие движения и многочисленные измерения. Так как измерения проводятся непосредственно при участии бригады рабочих, данные мероприятия являются опасными. К тому же при проведении измерений в условиях городского движения могут образовываться заторы и пробки. При использовании метода компьютерного моделирования снижаются затраты временных ресурсов и повышается качество полученных результатов, сравнивая с общепринятыми методами. На основе облака точек, полученных в результате проведения исследований с помощью лазерного сканирования, смоделирована цифровая модель покрытия. Были выявлены участки с неудовлетворительным эксплуатационным состоянием и назначены ремонтные мероприятия в соответствии с действующей актуальной нормативной документацией.
Рецензент: Ю.Э. Васильев, – д-р техн. наук, проф., МАД
6 382
Аннотация
Данная статья продолжает рассмотрение вопроса о предложении заимствовать требования к прочности земляного полотна, установленные в каталоге типовых дорожных одежд ФРГ, для проектирования дорожных одежд в России. Показано, что невозможно выполнить зарубежные требования к минимальному значению модуля деформации на поверхности земляного полотна, при использовании расчётных величин модулей упругости грунтов, применяемых для проектирования дорожных одежд. Аналитически установлены ориентировочные допустимые граничные значения оптимальной влажности глинистых грунтов в долях от предела текучести. Дана оценка нормативных допусков к оптимальной влажности глинистых грунтов и ожидаемых модулей упругости грунтов, которые могут быть обеспечены при строительстве земляного полотна, при использовании отечественных руководящих документов на проектирование дорожных одежд. Показано, что более объективным показателем контроля качества уплотнения земляного полотна являются не механические характеристики грунтов, например, модуль деформации или модуль упругости, а используемый в настоящее время в России коэффициент стандартного уплотнения
Рецензент: А.П. Скрыльник – канд. техн. наук, АДСК СРО
7 731
Аннотация

В данной статье рассмотрены характеристики электропроводящего цементобетона и предложены методы применения данного материала при строительстве «теплых дорог». Подогреваемое покрытие предлагается использовать для ускоренной утилизации снега и льда при осуществлении зимнего содержания дорог и улиц. Рекомендуемая технология поможет снизить стоимость наиболее дорогих операций зимней уборки – погрузки, вывоза и плавления снежной массы. Авторами были экспериментально подобраны стабильные составы рассматриваемого материала с различным содержанием компонента-проводника. Для определения возможности применения электропроводящего цементобетона в качестве дорожно-строительного материала, проведено определение прочности изготовленных образцов. Приведены варианты состава разработанного цементобетона с добавкой углерода, результаты испытаний на сжатие и на растяжение при изгибе, а также описано исследование электропроводности и возможности данного материала нагреваться.

Транспортная техника

Рецензент: В.Е. Ютт, д-р. техн. наук, проф., МАДИ

8 409
Аннотация
Расчёт таких эксплуатационных свойств автотранспортных средств как тяговая динамичность, тормозная эффективность, устойчивость, управляемость и плавность хода при проектировании их систем управления, к которым относятся рулевое управление, антиблокировочная система, противобуксовочная система, система динамической стабилизации, система регулирования давления воздуха в шинах, проводится с использованием геометрических параметров шин. Экспериментальное определение характеристик шин является сложным и трудоёмким. Среди справочных данных по шинам имеются наружный диаметр, статический радиус, радиус качения, номинальная нагрузка на колесо, номинальное давление в шине, посадочный диаметр и ширина профиля. Авторы разработали методику для определения динамического радиуса колеса, нормальная жёсткость шины, длина пятна контакта и внутренний объём шины. Перечисленные параметры применяются для решения таких задач, как дифференциальное уравнение движения, определение коэффициента вращающихся масс, определение эквивалентной жёсткости подвески, моделирование свойств устойчивости и управляемости, расчёт объёма ресивера для системы управления давлением в шинах. В результате исследования для различных типоразмеров шин установлены отношения свободного, статического и динамического радиусов, степень изменения давления в шине при снятии с неё статической нагрузки, а также обоснована необходимость учёта толщины шины при расчёте её внутреннего объёма в свободном состоянии и при статической нагрузке

Рецензент: А.П. Павлов, канд. техн. наук, доц., МАДИ

9 348
Аннотация
В представленной статье рассматриваются возможности сокращения экономических и временных затрат при организации и проведении научных исследований с использованием достижений в 3-D технологиях и формировании необходимых свойств полимерных композиционных материалов за счет введения добавок обеспечивающих необходимые свойства. В статье также рассмотрены технологические и производственные факторы, которые влияют не только на качество получаемой силиконовой формы, но и на качество, а точнее точность геометрических параметров самой отливки.

Рецензент: Н.И. Баурова, д-р. техн. наук, проф., МАДИ

10 440
Аннотация
При проектировании автотранспортных средств, в том числе большегрузных транспортных средств специального назначения, проводится оценка таких эксплуатационных свойств, как тяговая динамика и тормозная эффективность. Моделирование процесса разгона и торможения сводится к дифференциальному уравнению движения, для решения которого необходимо знать момент инерции колеса относительно оси его вращения. Как известно, момент инерции твёрдого тела относительно данной оси равен сумме произведений масс всех его точек на квадраты расстояний до этой оси. Поэтому предварительно возникает необходимость в определении массы колеса. Однако экспериментальное определение инерционных характеристик колеса на стадии проектирования автомобиля не всегда реализуемо. В данной статье предлагается методика оценочного расчета момента инерции автомобильного колеса относительно оси его вращения. Колесо представлено как совокупность колесного диска, шины и камеры. С целью определения инерционных характеристик каждый из этих элементов разбит на тела более простой формы. Помимо этого учтены инерционные характеристики воздуха, находящегося в камере под номинальным давлением. Для оценки адекватности параметров, получаемых с использованием предлагаемой методики, были выполнены измерения толщин перечисленных компонентов.

Экономика и управление

Рецензент: М.А. Жидкова, канд. экон. наук, доц., МАДИ

11 608
Аннотация
Рассмотрена система отношений, возникающая в процессе осуществления налоговой политики в РФ, выявлены особенности ее проведения в условиях цифровизации экономики. Определены и систематизированы цели государственной налоговой политики. Проанализирована деятельность налоговых органов РФ за 2015–2019 гг. Исследованы вопросы изменения налоговой системы Российской Федерации, системы налогового контроля под влиянием цифровых технологий (введение налога на профессиональный доход, внедрение национальной системы прослеживаемости импортных товаров). Рассмотрены электронные государственные услуги в сфере налогообложения, а также определены перспективы и направления дальнейшего развития и расширения применяемых электронных сервисов для налогоплательщиков и налоговых органов. Определена роль цифровых технологий и их влияние на реализацию налоговой политики РФ. Закономерным итогом исследования явился вывод о том, что цифровизация налоговой политики позволит обеспечить прозрачность, единообразие, оперативность налогообложения и повысить инвестиционную привлекательность государства.
Рецензент: М.А. Жидкова, канд. экон. наук, доц., МАДИ
12 372
Аннотация

В статье рассматриваются основные направления по модернизации автотранспортной и дорожной отраслей относительно цифровых технологий, а также была проанализирована связанная с данным процессом проблематика, которая отражает сложность развития цифровых технологий на примере Российской Федерации.

Развитие транспортной инфраструктуры в РФ напрямую зависит от общего экономического состояния в стране. В настоящее время развитие транспортного сегмента России - это комплексное мероприятие, которое включает в себя плановую модернизацию всех транспортных элементов. Стратегия развития транспортной инфраструктуры ориентирована на четвертую технологическую революцию и имеет прямое отношение к цифровым технологиям и новейшим технологическим разработкам.

Представленное исследование основано на собранном статистическом материале, которой, в свою очередь, отражает степень развитости автотранспортной отрасли в России.

Безопасность дорожного движения

Рецензент: А.И. Воробьев, канд. техн. наук, доц., МАДИ
13 418
Аннотация
В данной статье рассмотрен мировой опыт применения технологии радиочастотной идентификации транспортных средств RFID с целью рассмотрения возможности внедрения данной технологии в Российской Федерации. Описаны перспективы развития системы радиочастотной идентификации для решения задач управления транспортным потоком с учетом обеспечения безопасности дорожного движения. В статье исследованы само понятие радиочастотной идентификации и ее характерные особенности. Рассмотрены функциональные возможности RFID, включая существующие рабочие системы в зарубежных странах в виде проезда платных участков дороги без остановки, обеспечение приоритетного проезда пересечений общественному и спецтранспорту. Также описаны принцип работы системы и элементы, применяемые для реализации данной технологии. Выявлена и обоснована возможность внедрения системы как локально, так и глобально на территории Российской Федерации.

Инженерное образование

Рецензент: А.Н. Соловьев, – канд. физ.-мат. наук, д-р пед. наук, доц., МАДИ
14 432
Аннотация
В статье, в рамках сигнального социологического исследования методом контент-анализа студенческих эссе, рассматриваются основные проблемы и направления социальной адаптации в оценках будущих инженеров с их точки зрения. Выделяются основные виды трудностей адаптации, и сложности адаптации, с которыми сталкиваются студенты в условиях пандемии Covid 19: учебная деятельность, коммуникации, проблемы социальной ответственности, материальные и финансовые трудности, изменение обычного во время обучения в вузе места проживания.
Рецензент: Ю.А. Фомин, – д-р социолог. наук, проф., МАДИ
15 755
Аннотация

Понимание многокомпонентности здоровья актуально для каждого человека, в том числе и для студенческой молодежи, уровень здоровья которой за время обучения в вузе снижается. Здоровье представляет собой весьма сложное и многогранное явление, на которое воздействует множество разнообразных факторов. В статье анализируются наиболее встречаемые в литературе и распространенные определения понятия «здоровье», в основе которых единство и гармония физических, психических и социальных его компонентов. Обращается внимание на их динамичность и возможность организма человека к адаптации за счет самоорганизации резервных систем организма, возможности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования окружающей среды (в данном исследовании рассматривается и к нагрузкам).

В результате исследования делается вывод, что одним из основных факторов, определяющих высокий уровень индивидуального здоровья, является оптимальная двигательная (физкультурно-спортивная) активность, причем направленная не только на сохранение, но и на совершенствование здоровья, способствующая самореализации и творческому развитию личности для выполнения общественно значимых функций.

Рецензент: Ю.А. Фомин, – д-р социолог. наук, проф., МАДИ
16 372
Аннотация
Оптимальная двигательная (физкультурно-спортивная) активность направлена не только на сохранение, но и на совершенствование здоровья. Осуществлять ее необходимо с учетом индивидуального функционального состояния и адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы к нагрузке, что демонстрируется результатами проведенного исследования среди студентов 1-3 курсов МАДИ. На основе проведения функциональной пробы с 20-ю приседаниями (проба Мартинэ) графически представляется динамика восстановления пульса у студентов после нагрузки в сравнении с пульсом покоя. Несмотря на большее число студентов с хорошей и удовлетворительной адаптацией к нагрузке, почти у десятой части исследуемых наблюдалось неудовлетворительное восстановление пульса после нагрузки - более 3 минут, а треть студентов имеют пульс в покое выше нормы. Обращается внимание, что при двигательной (физкультурно-спортивной) активности, при планировании построения индивидуальных занятий физкультурой и оценке эффективности разработанных индивидуальных тренировочных программ студентам необходимо ориентироваться на результаты индивидуальных функциональных проб. На основании результатов проведенного исследования студентам даются рекомендации по кардио и силовым нагрузкам.

Вопросы философии и политологии

Рецензент: М.Г. Штракс, канд. филос. наук, проф., МАДИ

17 479
Аннотация

Статья посвящена исследованиям в области изучения мозга. Новейшие разработки в этой области говорят о  важности роли познающего субъекта и  недостаточности исследования реакций мозга. Зачастую реакции мозга на действительность, способы его отражения реальности приводит в тупик многих исследователей. Во время одного из исследований мозга выяснилось, что для восприятия лица приматами главное – контраст. Глаза всегда воспринимаются как темные провалы, лоб и нос светлее, поэтому они кажутся выпуклыми.  Приматы видят «лицо» даже там, где просто изображен овал или круглый объект с похожим на лицо расположением светотеней. Исследователи заметили, что почти все клетки данной области мозга реагируют одинаково, как у приматов, так и у человека. Эти области назвали «лицевыми пятнами», в каждом полушарии мозга в височной доле их шесть.

Авторы предполагают, что пятна отвечают за явление называемое «парейдолия». Название происходит от греческих слов para «рядом, около; отклонение от чего-либо» и eidolon «изображение» и означает способность воспринимать  обычные предметы как знакомые образы, в частности лица. В статье предполагается, что изображение лица в живописи также активизирует клетки мозга, которые отвечают не только за узнавание, но и за творческие способности.
Рецензент: М.Г. Штракс, канд. филос. наук, проф., МАДИ
18 393
Аннотация

В настоящее время существует зона сингулярности, зона неустойчивости, рассогласования и конфликта различных систем и подсистем, нелинейно нарастающая концентрация и острота кризисов, которые угрожают существованию человечества. В пост сингулярной фазе развития человечества общество должно научиться стабильно развиваться, поддерживая механизмы компенсации возможных кризисов до возникновения следующей сингулярности, которая неизбежна. Современные глобальные нелинейные процессы развития, происходящие на всех уровнях организации материи, порождают катастрофическую стратегическую нестабильность, неопределенность и непредсказуемость сценариев будущего состояния мира, из которых человечеству предстоит отыскать или сконструировать наиболее оптимальные пути, обеспечивающие устойчивое развитие. В XXI веке понятие Мир-Системы и «мира людей», «человечества» совпадают во многих отношениях и составляют относительную целостность и динамическую устойчивость, обусловленную множеством различных связей и отношений между ее составляющими.

Рецензент: М.Г. Штракс, канд. филос. наук, проф., МАДИ

19 456
Аннотация

В статье рассматривается проблема необходимости формирования принципиально новых мировоззренческих установок. Необходимость вызвана ясно осознаваемым кризисом идеи глобализации, базировавшейся на идеи диалога культур, но с очевидной презумпцией западноевропейской культуры в качестве парадигмы. В современной культуре в западноевропейской теоретической среде формируются и концептуализируются идеи о пересмотре истории философии с позиций признания всего многообразия исторических философских традиций равноправными и одинаково влияющими на культурное развитие человечества. В истории философии есть опыт сравнительной философии, которая, пытаясь корректировать традиционные миропредставления, тем не менее, незападные традиции мыслительной деятельности рассматривала, как вторичные.

В отечественной истории философии традиционно акцентируется внимание на диалоге, но не в логической, свойственной западноевропейской традиции, а в феноменологической трактовке. Отечественная традиция диалога подразумевает непосредственный обмен между культурными универсалиями, что фактически соответствует современному представлению о полилоге. Синергетическое миропонимание, актуальное сегодня, подразумевает взаимное проникновение, взаимодействие, формирование инновационных культурных универсалий, что возможно только в полилогическом, находящееся в состоянии постоянного формирования, по сути творческом пространстве.

Рецензент: М.Г. Штракс, канд. филос. наук, проф., МАДИ

20 642
Аннотация

В статье рассматриваются важнейшие институты науки «Политология»: политическая система, политический и государственный режимы, демократия; анализируются основные тенденции государственно-политического развития стран бывшего СССР (опыт России вынесен за рамки данного исследования) в период становления независимых государств, опыт институирования политических систем за последние 30 лет. Автор статьи предпринял попытку дать общую характеристику типов политических режимов как участников СНГ, так и Украины, Грузии, государств Прибалтики; показываются особенности политического процесса бывших советских государств в реалиях начала ХХI века. Политические режимы в большинстве постсоветских государств могут быть охарактеризованы как режимы начальной обратимой демократии, транзитные, гибридные, включающие признаки авторитарных, квазидемократических, националистических видов политики и господства, что в значительной степени затрудняет отнесение их к классическим типам классификации западных теорий политологии.

Рецензент: М.Г. Штракс, канд. филос. наук, проф., МАДИ

21 463
Аннотация

Статья посвящена социально-философскому обзору идеологии рыночного фундаментализма, рассматриваемой через призму сакрализации идей и текстов классической экономической теории, в первую очередь, понятий «свободный рынок» и «невидимая рука рынка». Рассматриваются ключевые положения рыночного фундаментализма, его воплощение в доктрине «Нового государственного управления», а также самая значимая организация рыночных фундаменталистов – американская «Партия чаепития». Рыночный фундаментализм сопоставляется с религиозным фундаментализмом и рассматривается в контексте глобализаци, распространения консьюмеристской системы ценностей и постиндустриального, постсекулярного общества. В статье приводятся современные исследования проблемы рыночного фундаментализма и его всесторонняя критика.

Рецензент: Л.П. Шиповская, проф., МАДИ

 

22 1143
Аннотация

Статья посвящена анализу ключевых моментов теории познания И. Канта. «Коперниканский переворот» И. Канта, касающийся взгляда на место и роль субъекта и объекта познания. Автор отмечает, с одной стороны, влияние на Канта его предшественников, в частности, Юма и Декарта, а с другой – оригинальность его гносеологической концепции. В истории философии И. Кант является философом, который создал совершенно новый метод обоснования научного знания. Этот метод он сам назвал «критическим». Автор рассматривает критический метод И. Канта в разных аспектах, и также он более подробно останавливается на определение пространства и времени как внешней и внутренней формы чувствования. Чувственный мир или мир явлений, воспринимаемый как пространство во внешней форме чувствования и времени во внутренней, дополняется умопостигаемым миром, находящимся вне пространства и вне времени. Этот мир мы познаём с помощью понятий нашего рассудка. У нас есть для этого априорное знание. Математика опирается на представления пространства и времени, а метафизика – на понятия рассудка. В «Критике чистого разума» впервые в истории философии, Кант ставит вопрос: как на основе представлений мы можем знать что-либо о вещах. И это главный вопрос теории познания Канта.



ISSN 2409-7217 (Online)