Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск
№ 2 (32) (2022)

Автомобильный транспорт 

1 49
Аннотация

 В работе проведен анализ функций, позволяющих математически описать расход воздуха во время наполнения/опорожнения тормозного привода, а также представлена математическая модель зависимостей, которые позволяют описать работу пневматического (электропневматического) тормозного привода автомобиля. На основании проанализированных зависимостей была создана имитационная модель торможения автомобиля, оборудованного пневматическим (электропневматическим) тормозным приводом (на примере МАЗ – 256200). Проанализированные зависимости и предложенная имитационная модель торможения автомобиля МАЗ – 256200 позволили исследовать виляние использования при проектировании тормозного привода автомобиля разных функций потерь на реализуемое сцепление колеса с дорожной поверхностью. 

2 137
Аннотация

В статье рассмотрены основные причины отказов, выявлено значение наработки на отказ, определены показатели надежности и статистические характеристики малообслуживаемых кислотно-свинцовых аккумуляторных батарей (АКБ), устанавливаемых на городских автобусах. Проведенный анализ показал, что АКБ не вырабатывают свой нормативный ресурс. Основной причиной является сульфатация пластин аккумуляторов. Для решения этой проблемы на аккумуляторных участках в автобусных парках предлагается устанавливать зарядное устройство с функцией «десульфатация», направленное на повышение ресурса аккумуляторных батарей, также составлен технологический процесс «десульфатации» на примере аккумуляторной батареи 6СТ210 L на устройстве Зевс-Р-30А.32В. Для определения наработки, на которой необходимо проводить предлагаемое мероприятие был найден гамма-процентный ресурс, который соответствует моменту проведения второго ТО-2.

Вопросы транспортного строительства 

3 27
Аннотация

Стоимость ремонта дорожных одежд зависит, главным образом, от стоимости асфальтобетонных смесей. В настоящее время, в связи со значительным подорожанием энергоресурсов, а также увеличении цен на битумы, минеральные заполнители и транспортировку материалов к месту их использования, вопросы выбора экономных технологий ремонта дорожных одежд приобретают первостепенное значение. В последние десятилетия особое внимание уделяется технологиям холодной регенерации асфальтобетона. Эти технологии широко используются как в России, так и за рубежом. При этом возникает вопрос о влиянии слоёв регенерированного асфальтобетона на прочность и жёсткость отремонтированного дорожного покрытия, возможность образования в нём колеи от транспортной нагрузки. Ответить на этот вопрос можно создав цифровую модель конструкции покрытия. Для создания цифровых моделей конструкций, которые подвергаются различным видам воздействий, в настоящее время широко применяются программные продукты для ЭВМ в виде конечно-элементных комплексов.

4 51
Аннотация

Применение в дорожных конструкциях вновь появившихся наименований и разновидностей дорожно-строительных материалов, прежде всего различных асфальтобетонов, поднимает проблему объективности указанных в нормативных документах расчётных характеристик этих материалов. Наблюдается тенденция изменения расчётных характеристик асфальтобетонов от одного нормативного документа к другому, что ставит под сомнение достаточную степень проработанности данного вопроса. Объяснение этому имеется: приведённые в ПНСТ 542-2021 расчётные характеристики для новых наименований асфальтобетонов не имеют должного обоснования теоретическими или эмпирическими исследованиями. С целью устранения выявленного существенного недостатка в современной отечественной нормативной базе в статье предлагается воспользоваться графоаналитическим приёмом, выстраивающим переход от хорошо изученных асфальтобетонов отечественной школы материаловедения к недостаточно изученным в нашей стране западноевропейским асфальтобетонам. Полученные для новых асфальтобетонов результаты могут быть направлены на совершенствование всех прочностных критериев в нормативной методике проектирования дорожных одежд в целом, и повышение корректности расчёта на растяжение при изгибе в частности.

5 26
Аннотация

В работе рассматриваются конструкции навесных мобильных фронтальных ограждений (ОМФН), устанавливаемых на автомобили прикрытия (АП) и предназначенных для повышения безопасности на дорогах общего пользования при проведении краткосрочных дорожных работ. Проведенное сравнение с прицепными конструкциями ОМФ (ОМФП) позволило определить преимущества и недостатки различных навесных конструкций. Проведен обзор регламентов натурных испытаний пассивной безопасности рассматриваемых конструкций в Российской Федерации и за рубежом. Предложен метод двухэтапного цифрового виртуального анализа конструкции ОМФП на этапе проектирования, который позволяет выявить особенности работы и оценить рабочие характеристики конструкции. Метод основан на последовательном конечно-элементном статическом и динамическом моделировании нагружения конструкции с использованием аппарата численного цифрового анализа. Приведены некоторые результаты проектировочного анализа типовой конструкции ОМФП.

6 58
Аннотация

В статье описаны основные разрушения и деформации цементобетонных покрытий при низком уровне содержания, а также факторы, оказывающие влияние на их образование. Рассмотрены наиболее эффективные способы повышения эксплуатационных характеристик и, соответственно, срока службы цементобетонных покрытий. Комплексное выполнение работ, на основе рассмотренных в данной статье способов, позволит продлить срок службы цементобетонных покрытий, а также снизить расходы, связанные с выполнением ремонтных работ по ликвидации образовавшихся деформаций и разрушений.

7 39
Аннотация

Одним из способов снижения затрат при устройстве дорожных одежд является уменьшения толщины слоёв конструкции путём применения технологии «компакт-асфальт». Несмотря на наличие публикаций и экспертных заключений об эффективности технологии неразрывной укладки асфальтобетонных смесей без потери прочностных показателей дорожных одежд, нормативные методики проектирования дорожных одежд не предусматривают возможности объединения нескольких слоёв асфальтобетона при расчёте на прочность. В статье приведены результаты вычислительного эксперимента по оценке влияния на изменение запаса прочности нежёстких дорожных одежд совместной укладки нижнего слоя покрытия и верхнего слоя основания в трёхслойных асфальтобетонных пакетах. Показано, что в случае применения технологии «компакт-асфальт» достигается определённый запас по прочности, зависящий от суммарного количества приложений расчётной нагрузки за срок службы дорожной одежды. Разработанный подход может быть включён в перерабатываемую нормативную документацию по проектированию нежёстких дорожных одежд.

8 69
Аннотация

В настоящей работе представлены результаты исследования функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки с целью оценки вероятности возникновения опасного события. В качестве параметров, влияющих на риск возникновения опасного события, были рассмотрены светотехнические характеристики разметки. Измерения светотехнических параметров дорожной разметки проводили в Российской Федерации на автомобильных дорогах Ⅰ–Ⅲ категорий в 2019-2021 годах. На основании результатов измерений был выполнен расчёт вероятности возникновения опасного события (риска) для различных типов линий. Было установлено, что не для всех светотехнических параметров дорожной разметки обеспечен «умеренный» уровень риска возникновения опасного события, принятый для дорожного хозяйства. Сделаны предположения о способах снижения рисков и по направлениям дальнейших исследований.

9 24
Аннотация

Рассмотрены основные преимущества парапетных дорожных ограждений. Показана перспективность и экономическая выгода от дальнейшего развития и использования парапетных ограждений. Описаны методы их расчета.

10 50
Аннотация

Подавляющее большинство автомобильных дорог, и высокоскоростных магистралей в частности, имеют асфальтобетонное покрытие. При этом одной из главных проблем на многополосных магистралях с высокой интенсивностью движения является интенсивность колееобразования. Последние исследования свидетельствуют, что при образовании колеи на скоростных магистралях ключевое значение имеет процесс накопления сдвиговых усилий в верхних слоях асфальтобетонных покрытий и связанных с ними внутренних деформаций, которые многократно возрастают с увеличением скорости и числа транспортных средств, а не только устойчивость минерального наполнителя к абразивному истиранию. Система объёмно-функционального проектирования асфальтобетона (она же «Superpave», далее – ОФП, объёмно-функциональное проектирование) позволяет в значительной степени решить эту проблему, так как одним из основных её принципов является тщательная оценка свойств битумного вяжущего на устойчивость к сдвиговым нагрузкам, вызывающим разрушительные для асфальтобетона внутренние напряжения.

Транспортная техника 

11 26
Аннотация

По всему миру интенсивно эксплуатируют телескопические погрузчики, вследствие чего возникает проблема выбора наиболее качественного и дешевого экземпляра. В статье сравниваются телескопические погрузчики компании Caterpillar с различной грузоподъемностью, так как этот параметр является наиболее важным для данного вида техники. Для сравнения представлены следующие телескопические погрузчики: TL1255D, TL943D, TL642D. По результатам проделанных расчетов были получены себестоимости проведения работ каждого телескопического погрузчика и построен график зависимости себестоимости от объема работ, по которому можно наглядно увидеть какой из погрузчиков является наиболее эффективным для конкретного объема работ.

Экономика и управление 

12 17
Аннотация

В условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и повышения платежеспособного внутреннего спроса внешнеторговая деятельность России является одним из важнейших факторов развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. Современное состояние внешнеторговой системы РФ обусловлено внешнеэкономическим потенциалом страны, который находится под воздействием внешних и внутренних факторов.

В статье рассмотрены современные внешнеторговые связи России, выявлены их особенности на макроуровне, а также проведена оценка значимых индикаторов внешнеторговой политики национальной экономики. Используя компоненты макроэкономической среды, авторы выявили критические точки и факторы, определяющие состояние экспорта и импорта.  Сделаны выводы о необходимости разработки программы по формированию благоприятных условий для внешнеторговой системы России. Авторы обосновали взаимосвязь внешнеэкономической политики государства и условий торговли с равновесием на четырех основных макроэкономических рынках.

13 20
Аннотация

Команда проекта – это необходимый элемент в создании проекта. При формировании команды необходимо учесть все аспекты, при которых участники будут взаимодействовать друг с другом, преодолевать барьеры и разрешать конфликты, которые могут возникать в ходе работы.  В данной статье рассматривается планирование команды, её роли в проекте, структура и построение команды, пути эффективного развития команды и методы разрешения конфликтов. А также различия проектных команд в стандартах PMI PMBoK, PRINCE2 и ICB IPMA.

Менеджмент и управление на транспорте 

14 21
Аннотация

Рынок пассажирских транспортных услуг относится к сложным системам. Основные участники рынка (пассажиры, предприятия транспорта и государство) находятся в непрерывном взаимодействии при определенных социально-экономических условиях. Теоретико-игровое моделирование сложных систем представляет перспективное направление исследований и позволяет установить равновесные стратегии предприятий транспорта и государства. Стратегиями предприятий транспорта следует считать принимаемые решения по регулировке параметров способов передвижения. В свою очередь к стратегиям государства относятся решения по уровню дотаций видов транспорта.

В работе приведен порядок формирования модели рынка междугородных пассажирских перевозок. Модель рынка построена на основании логит-модели выбора пассажирами способа передвижения. Разработаны целевые функции предприятий транспорта. Произведено моделирование рынка для четырех вариантов условий конкурентного взаимодействия и представлены результаты. Условия взаимодействия определяются занимаемыми активными или пассивными позициями видами транспорта.

Дискуссии и круглые столы 

15 25
Аннотация

В статье рассматриваются возможные последствия воздействия молекулярных, клеточных, ядерных и нанотехнологий на человечество в аспекте философского знания. Отмечено, что в XXI веке произошла научная революция в биологии, которая ознаменовала собой начало новой фазы технологического развития, главным объектом трансформации которой является человеческая личность. Учитывая, что вследствие данного технологического прорыва человечество неожиданно столкнулось с нестандартными угрозами к выживанию человеческого вида. Современные открытия и достижения в молекулярной биологии, генетике и связанных с ними науках, включая биоинженерию, позволяют говорить о возможном расширении индивидуальных возможностей человека и его модифицировании, о появлении «сверхчеловека». Однако процесс радикальной трансформации человека ставит человечество перед сложным этическим выбором. 

16 19
Аннотация

Статья посвящена этапам формирования убеждений личности. Автор обозначает их как знания, эмоции, воля, идеи и показывает реальную сложную картину взаимодействия указанных узловых пунктов. Автор отмечает, что процесс происходит без разделения этапов, как бы одновременно: приобретаются знания и развивается эмоционально-волевая сфера. Он прослеживает влияние законов диалектики на весь процесс, например диалектика части и целого. Ведь в этом случае прослеживается взаимозависимость не только между отдельными узловыми пунктами убеждений, но и между убеждением и каждой из его остальных частей. Данный диалектический процесс представляет собой столкновение самых различных противоречий (желания и нежелания постигать знания, стремления и отступления от цели). В результате борьбы человека с самим собой совершается качественное изменение (закон перехода количества в качество). Автор рассматривает взаимодействие убеждения и веры с научными мировоззрением и делает вывод, что научные знания, ставшие внутренним убеждением человека, окрашиваются всей гаммой чувств и эмоций и превращаются в веру, которая, в конечном итоге, активизирует его практическую деятельность. Убеждение притягивает все то, что ему подходит, и отталкивает все несовместимое. В этом состоит оценочная функция убеждения.

17 17
Аннотация

В статье предпринята попытка анализа развития партийной системы современной России  в ходе проведения парламентских выборов  2021 года. Рассматриваются важнейшие институты дисциплины «Политология» как политическая власть, политический процесс, политический режим, партийная система, партии, демократия, электорат и др. Автор пытается показать, что общая стратегия консервативной модернизации в России и проблемы развития социальной стратификации и мобильности общества существенно сдерживают развитие политической и конкретно партийной системы, партийного плюрализма и идеологического многообразия в стране. В статье обобщены некоторые важнейшие итоги последних парламентских выборов в России, расстановка партий, их рейтинг до и в период выборов, соотношение сил в новом составе Государственной думы. Автор пытается выделить наиболее значимые причины сдерживания процесса партийного строительства, трудности генезиса новых партий, причины падения роли старых парламентских партий, электоральную пассивность половины населения страны, прежде всего студенческой молодежи и образованной, квалифицированной части населения больших городов России.

18 20
Аннотация

Статья посвящена современной ситуации, в которой происходит и наша жизнь и наше понимание.  Автор стремится рассмотреть структуру понимания в современном мире как многосторонний и многоуровневый процесс, в котором события, происходящие в современном мире важны так же, как язык, метаязыки и языки-объекты, а также дополнительные средства общения (эмпатия, ассертивность, жестикуляция, контекст общения и др.). Автор показывает, что в современной ситуации понимание усилителем выступают не столько дополнительные средства общения и коммуникации, сколько сам контент. Для анализа истоков современной теории понимания, в которой ситуация понимания чрезвычайно важна, автор обращается к основателю философской герменевтики Х.-Г. Гадамеру [1], исследователю онтологического характера языка М. Хайдеггеру [2], теоретику языка Л. Витгенштейну [3]. А также современным блогерам, обозревателям и медийным персонам, которые являются трансляторами современного языка коммуникации. Автор представляет понимание не только включенным в культурно-историческую традицию [1] и определенным языковым контекстом, но и зависящим от того контента, который диктует определенный стиль поведения. Автор приходит к выводу, что понимание современной ситуации включает в себя новые способы и средства выражения смысла и происходит, и меняется в зависимости от изменения контента, то есть содержания сообщаемого.

19 20
Аннотация

Статья рассматривает проблему необходимости трансформации философских мировоззренческих оснований в условиях остро обострившихся мировоззренческого антагонизма в мире. Человечеству необходимо отказаться от доминирующей европоцентричной культуры. Решением проблемы может стать осознанная реализация проекта, называемого «межкультурная философия». Межкультурная философия предполагает необходимость признания, познания и синтеза всего спектра философских традиций, существовавших и существующих в мире. В качестве методологии познавательного процесса предлагается эвристическая функция, которая способна переформулировать проблему, трансформировать культурный опыт. Традиция эвристики (греч. отыскиваю, открываю) восходит к Древнегреческой философии. В культуре Нового времени в рамках неклассической и постнеклассической моделях науки предлагаются неклассические образцы и алгоритмы познавательной деятельности. В середине 20 в. Р.К. Мертон актуализировал понятие «серендипность» как методологическую эвристику, способствующую расширению или появлению новой теории за счет случайных, аномальных, непредвиденных фактов.  К. Поппер предложил в качестве критерия научного метода принцип фальсификации, как способе модернизации классической теории. И. Лакатос обосновал роль эвристической функции в научно-исследовательской деятельности, вводит понятие «научно-исследовательская программа», «положительная эвристика», «отрицательная эвристика» как методология, направленная на нахождение решения в нестандартных ситуациях. Идеи случайности, озарения сегодня используется в математике, как формальная системная модель, которая широко используется в технической и технологической сферах.  Методологический подход, основанный на эвристике, легален для любой исследовательской деятельности, в том числе в вопросе приращения собственно философских знаний. Эвристическая функция в процессе формирования межкультурной философии, как инновационной мировоззренческой модели, может стать основополагающей. 



ISSN 2409-7217 (Online)