Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск


 Электронный научный журнал "Автомобиль. Дорога. Инфраструктура" издается на основании решения Ученого совета МАДИ от 14 марта 2014 г., является рецензируемым научным изданием. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-60234 от 17 декабря 2014 г.

Тематика журнала включает в себя следующие разделы:

• проблемы автомобильного транспорта;

• вопросы транспортного строительства;

• экономика  и управление  на транспорте и в строительстве;

• техносферная безопасность;

• транспортная техника;

• менеджмент и управление на транспорте;

• безопасность дорожного движения;

• инженерная педагогика и вопросы образования.

Главная задача журнала – обмен опытом и пропаганда достижений науки и техники в таких областях знаний как автомобильный транспорт, транспортное строительство, экономика и управление на транспорте и в строительстве, информационные технологии , безопасность дорожного движения, инженерная педагогика.

Предоставление читателю актуальной информации и объективной оценки основных тенденций, инноваций, технологий развития автотранспортного комплекса и дорожного строительства.

ISSN - 2409-7217

                                                                    

                                                                     

                                                                     

Текущий выпуск

№ 1(23) (2020)

Вопросы транспортного строительства

Рецензент: В.М. Фридкин, д-р техн, наук, проф., МИИТ.
1 216
Аннотация
В статье рассматривается влияние деградационных процессов на грузоподъёмность несущих мостовых конструкций с целью оценки остаточного ресурса их долговечности. Исследованы характер и темпы коррозионного и усталостного износа конструкций, а также влияние на снижение запасов грузоподъёмности возрастающих во времени эксплуатационных автомобильных нагрузок. Построено вероятностное распределение воздействий автомобильных нагрузок на мосты, аппроксимированное нормальным законом (распределение Гаусса). Введено понятие обеспеченности предельного состояния, как величины превышения грузоподъёмностью среднего значения эксплуатационных нагрузок, исчисленной в средних квадратических отклонениях. В качестве критерия предельного коррозионного износа для всего срока эксплуатации моста выбрано нормативное значение обеспеченности первого предельного состояния. Момент снижения фактической обеспеченности до нормативного уровня определяет ресурс долговечности конструкции. Долговечность по признаку усталостного износа оценивается на основе линейной теории накопления усталостных повреждений.
Рецензент: Ю.Э. Васильев, д-р техн. наук, проф., МАДИ
2 216
Аннотация
По заданию Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству специалистами МАДИ начата разработка стандарта организации на типовые конструкции нежёстких дорожных одежд для региональных и межмуницпиальных автомобильных дорог. В рамках разработки этого стандарта выполнено дорожно-климатическое районирование территории, которое основано на одном из определяющих климатических параметров для проектирования дорожных одежд - глубине промерзания почвы. Изолинии нормативных глубин промерзания почвы не совпадают с границами климатических районов Республики Башкортостан по условиям проектирования и строительства. Это связано с тем, что климатическое районирование выполнено с учётом ряда наиболее значимых для решения технических задач климатических факторов. При этом глубина промерзания почвы в пределах одного климатического района может изменяться в 2 раза, т.е. характеризуется значительной дисперсией. Поэтому предложено выделить в каждом климатическом районе микрорайоны со схожими средними глубинами промерзания почвы и последующим их объединением по условиям промерзания.

Рецензент: Ю.Э. Васильев, д-р техн. наук, проф., МАДИ.

3 236
Аннотация

Заимствование зарубежных норм и правил для проектирования дорожно-строительных материалов и строительных конструкций становится всё более широкой практикой в дорожной отрасли России. Зачастую такое копирование предлагается без достаточно веской аргументации. Так в последнее время участились случаи с предложениями выполнять расчёт дорожных одежд на прочность с обеспечением повышенных требований к показателям механических свойств грунтов рабочей части земляного полотна. Прежде всего, это касается минимального модуля упругости на поверхности земляного полотна. В качестве эталона обычно приводятся требования, отражённые в каталогах типовых дорожных одежд Федеративной Республики Германия. Данный вопрос обладает высокой актуальностью в связи с новыми требованиями к срокам службы дорожных одежд в нашей стране, которые увеличены по сравнению с предыдущими нормативами примерно в 1,5…2 раза. В статье изложены разъяснения о неправомерности формального переноса норм из каталога типовых дорожных одежд ФРГ для расчёта дорожных одежд по методике, используемой в России.

Рецензент: В.И. Попов, канд. техн.наук, проф., МАДИ.
4 220
Аннотация
Анализируется опыт и перспективы строительства крупнейшего подводного транспортного тоннеля под Татарским проливом для постоянной связи материка с островом Сахалин. Рассматривается исторический аспект этой проблемы, современное состояние и перспективы. Характеризуются топографические, инженерно-геологические, климатические и сейсмические условия района строительства. Приведены различные варианты пересечения пролива с возведением тоннельного, мостового и комбинированного тоннельно-мостового перехода, отмечены их основные достоинства и недостатки. Рассмотрены конструктивные решения и технологические схемы проходки береговых и подводного участков, принятые при строительстве тоннеля в 40-х и 50-х годах XX века и отмечены причины прекращения строительства. Указано на необходимость возобновления строительства транспортного перехода через Татарский пролив после тщательной проработки и технико-экономического сравнения всех представленных вариантов. Отмечается, что наиболее эффективным средством преодоления пролива является подводный тоннель, имеющий целый ряд преимуществ перед мостовым переходом, о чем свидетельствует мировой опыт строительства и эксплуатации ряда крупнейших тоннелей.

Автомобильный транспорт

Рецензент: Ю.А. Портнов, канд. физ.-мат. наук, доц., МАДИ.

5 240
Аннотация
Данная статья описывает исследование изменения амплитуды колебаний в разных точках салона автомобиля с изменением скорости самого транспортного средства (ТС). Приведены графики зависимости амплитуды и частоты от скорости автомобиля. В этом исследовании определены наиболее комфортные места (с наименьшей амплитудой) для пассажиров легковых автомобилей, в зависимости от скорости. Статья может оказаться полезной не только для студентов, изучающих автомобильный транспорт, но и для обучающихся по другим техническим специальностям, а также всем пассажирам автомобилей.
Рецензент: Б.К. Оспанбеков, канд. техн. наук, доц., МАДИ.
6 216
Аннотация
В статье рассмотрены основные недостатки автомобильного двигателя внутреннего сгорания. Проанализированы причины снижения эффективности, связанные с повышенными потерями энергии на привод навесного оборудования. Выявлена и обоснована необходимость электрификации узлов и агрегатов двигателя. Авторами предложены некоторые пути повышения КПД силовых агрегатов автомобилей.

Рецензент: А.Ф. Смык, д-р физ.-мат. наук, проф., МАДИ.

7 224
Аннотация

В статье обсуждаются актуальные аспекты использования радиосигнала в управлении различными системами автомобиля. Приводятся классификация и основные характеристики радиоволн, принципы передачи и приема радиосигнала и проблемы, которые при этом возникают. Рассматриваются принципы действия автопилота, возможные положительные и отрицательные моменты внедрения автоматического пилотирования автомобилей в повседневную практику. Анализируются методы нарушения работы сигнализации автомобиля и использование GPS-маяков для обнаружения местоположения автомобиля. Работа выполнена на кафедре физики МАДИ в рамках подготовки студентов к научно-исследовательской и научно-практической работе.

Транспортная техника

Рецензент: В.А. Даугелло, канд. техн. наук, доц., МАДИ
8 229
Аннотация

В статье рассматриваются наиболее популярные системы автоматизированного проектирования среднего класса и симуляции расчетов (CAD, CAE): их области применения и актуальность на Российском рынке. Приведено финансовое сравнение стоимости оборудования одного рабочего места на предприятии, изменения комплектации и стоимости в зависимости от задач инженера-конструктора или любого другого пользователя. Отмечены особенности рассматриваемых систем, на основании которых выделены их преимущества и недостатки в сравнении с конкурирующими системами как для использования студентов или же новичков, так и для опытных конструкторов и конструкторских отделов производственных предприятий. Рассмотрена возможность использования систем и их преимуществ, при проектировании дорожно-строительной техники, а именно экскаваторов, их рабочих органов, агрегатов и других систем.

Рецензент: Н.Д. Селиверстов, канд. техн. наук, доц., МАДИ.
9 215
Аннотация
В статье разработана математическая модель определения рациональных параметров трака гусеничного движителя по критерию минимальной металлоемкости. Для корректного проведения вычислительного эксперимента приняты основные допущения, применяемые в математической модели. Предложены схемы внешней нагрузки на трак гусеницы и разработаны расчетные схемы трака как балки нагруженной распределенной нагрузкой со стороны грунта и сосредоточенной нагрузкой со стороны опорных катков гусеничного движителя. Определены внутренние силовые факторы, возникающие в поперечных сечениях, которые учитываются при определении металлоемкости трака. Разработаны сравниваемые типовые конструкции трака гусеницы. В работе приведен укрупненный алгоритм математической модели и определены исследуемые геометрические параметры трака гусеницы. Отдельно выделены постоянные исходные данные и переменные геометрические параметры трака, которые влияют на металлоемкость трака. По результатам проведенного вычислительного эксперимента получены графики изменения металлоемкости трака в зависимости от длины трака, высоты подошвы трака и конструкции трака. Показано, что имеются рациональные параметры и рациональная конструкция трака гусеницы. Снижение металлоемкости трака при выборе рациональных параметров и рациональной конструкции трака может достигать 92%.

Техносферная безопасность

Рецензент: А.Ю. Чеканов, канд. техн. наук, доц., МАДИ.

10 214
Аннотация

В данной статье анализируются некоторые характеристики текущего состояния велошеринга в Москве и обосновывается ряд первоочередных мер по его дальнейшему развитию.

В первой части статьи приводятся результаты экспериментальных исследований влияния нескольких существующих станций велошеринга на уровень комфорта пешеходов. Показано, что существующие принципы размещения станций велошеринга обеспечивают их минимальное влияние на уровень комфорта пешеходов. Из 11 обследованных станций, только одна ухудшает уровень комфорта пешеходов до неприемлемого уровня и то только во время осуществления манёвров при взятии или возврате велосипеда со станции.

Во второй части статьи приводятся результаты аналитического определения среднего расстояния между станциями велошеринга в различных районах Москвы. Используя картографическую информацию, были выделены расчётные районы, характеризуемые различной плотностью расположения станций велошеринга, и для каждого района определено среднее расстояние между станциями с учётом извилистости веломаршрутов. Информация в графическом виде была нанесена на карту Москвы. Полученное изображение свидетельствует о том, что рекомендуемое в международной практике расстояние между станциями, равное 300 м, соблюдается лишь в нескольких центральных районах города. На большей же территории города этот критически важный показатель значительно превышает рекомендуемые 300 метров. В статье предложены меры по увеличению плотности размещения станций велошеринга, основанные на международном опыте.

В третьей части статьи на основе использования методики оценки комплексного показателя «уровня сервиса, обеспечиваемого велоинфраструктурой» (англ. Cycling Level of Service, CLoS) для велосипедного маршрута от станции метро «Третьяковская» до станции метро «Павелецкая» показано, что существующее положение не создаёт благоприятных условий для использования данной инфраструктуры велопользователями (CLoS = 36 баллов, следовательно, веломаршрут следует классифицировать как низкокачественный, пригодный только для очень опытных велосипедистов). Благодаря предложенным в статье относительно простым мерам можно повысить уровень качества сервиса велосипедистов (CLoS) до значения 65 баллов, что позволит рассматривать веломаршрут как среднекачественный, пригодный для большинства «среднестатистических» велосипедистов.

Реализация предложенных мер, с высокой вероятностью, приведёт к росту интенсивности использования велошеринга в Москве.

Рецензент: А.Ю. Чеканов, канд. техн. наук, доц., МАДИ.

11 220
Аннотация

В данной статье анализируются основные нормативные документы, регламентирующие процесс создания велоинфраструктуры и обосновывается ряд первоочередных мер по их совершенствованию.

Проведён анализ текущих редакций Градостроительного кодекса РФ, Федеральных законов «Об организации дорожного движения в РФ», «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Бюджетного кодекса РФ, Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», Постановления Правительства РФ «Требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов», Правил дорожного движения в РФ. Выявлены недостатки и противоречия, препятствующие развёртыванию процесса создания велоинфраструктуры и развития велодвижения в России.

Основным препятствием, затрудняющим развитие велоинфраструктуры, является тот факт, что велосипеды и технические средства индивидуальной мобильности (ТСИМ) не рассматриваются в качестве полноценных «транспортных средств». Соответственно, велоинфраструктура рассматривается не как полноценная транспортная инфраструктура, а как элемент благоустройства и рекреации.

Для «запуска» процесса развития велотранспорта необходимо внести поправки в определение таких понятий, как «транспортное средство», «автомобильная дорога», «водитель транспортного средства», явно указав место велотранспорта и ТСИМ в этих понятиях. Это позволит использовать весь наработанный опыт в сфере дорожной деятельности для развития велоинфраструктуры и инфраструктуры для ТСИМ.

Вторым «рычагом» для развития ТСИМ и велотранспорта является механизм разработки Планов комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и Комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД). Важно обеспечить действенность и качество этих документов.

Наконец третьим ключевым элементом совершенствования законодательства является более чёткая классификация ТСИМ и велосипедов, а также других транспортных средств в Правилах дорожного движения. Это позволит регламентировать и чётко разграничить правила эксплуатации этих транспортных средств.

Экономика и управление

12 116
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы использования криптовалют в современной экономике и выявление изменений финансовой системы под воздействием применения новых технологий. В частности, изложены проблемы использования наиболее распространенных криптовалют, проанализированы их достоинства и недостатки, рассматриваются сферы их применения. В статье затронут вопрос о разработке национальной криптовалюты для обеспечения безопасности ее использования в отличие от уже существующих криптовалют.

В результате анализа применения существующих криптовалют представляется, что в ряде стран, где разработано правовое регулирование, они уже используются. В России на данный момент ещё не созданы все необходимые условия для введения криптовалюты в повседневное пользование. Это, в первую очередь, законодательное разрешение на использование криптовалюты, наличие у людей специальных знаний и оборудования.

Рецензент: Н.И. Баурова, д-р техн. наук, проф., МАДИ.

13 214
Аннотация

В статье рассмотрен вопрос необходимости проведения оценки профессиональных компетенций и ее влияния на повышение эффективности производственного процесса. Раскрыты причины, вызвавшие необходимость пересмотра роли работника в процессе повышения качества продукции за счет не только его материальной, но и моральной мотивации на основе повышения уровня квалификационных требований. В работе так же представлен анализ действующих систем сертификаций, которые успешно реализуются в США, Японии и странах Европы. Рассмотрены вопросы наличия и содержания профессиональных стандартов в области автомобилестроения и необходимости разработки на их основе требований к разрабатываемым образовательным стандартам с целью формирования у выпускников необходимых компетенций, востребованных на действующем производстве. Представлено обоснование необходимости формирования системы сертификации квалификаций и морального и материального стимулирования этого процесса, не только для конкретных исполнителей, но и для производства в целом.

14 5
Аннотация
В статье рассмотрены основные тенденции развития предпринимательства в условиях цифровой трансформации экономики, определено ее влияние на бизнес и деловую среду. Методология исследования включает в себя характеристику факторов развития цифровой экономики, влияющих на конкурентоспособность бизнес-структур. Доказано, что в современных условиях уровень конкурентоспособности бизнес-структур определяется уровнем их цифровизации. Особое внимание уделено исследованию влияния цифровой экономики на отдельные отрасли. Выявлены эффекты внедрения цифровых технологий в деятельность бизнес-структур. Сформулированы предположения, что цифровизация приводит к вытеснению классических посредников с рынка владельцами цифровых платформ. Закономерным итогом исследования явился вывод о том, что внедрение цифровых технологий влечет за собой ужесточение конкуренции, создавая угрозы для существующих лидеров, исходящие от новейших волн инноваций.

Рецензент: Н.М. Улицкая, д-р экон. наук, проф., МАДИ.

15 221
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и задачи цифровизации транспортного бизнеса. Представлено содержание трендов транспортной цифровизации: телематика, большие данные, обслуживание клиента, единое цифровое пространство.

Особо уделяется внимание раскрытию специфики управленческих и технологических задач цифровизации транспортной сферы экономики, в том числе формированию мультимодального цифрового пространства.

В статье рассматриваются функционал проектных решений ключевых задач транспортной логистики и направления реформирования государственной системы контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта
16 114
Аннотация

Современные информационные технологии кардинально меняют общественные отношения. Внедрение «цифровой экономики» представляет собой рычаг развития экономической структуры и среды в целом, поскольку появляется множество возможностей для людей, реализующих свои знания и амбиции, при этом создавая благоприятную надежную социальную среду для развития своего будущего.

В данной статье раскрывается понятие «цифровизация», которое говорит о новой стадии совершенствования управления производством товаров и услуг на основе применения современных информационных технологий, начиная от интернета и заканчивая технологиями электронного правительства. Подробно анализируется тема развития цифровой экономики и цифровых технологий, в том числе направления информационной инфраструктуры и необходимость обучения и подбора кадров для цифровой экономики в Российской Федерации.

Инженерное образование

Рецензент: Т.М. Рябова, канд. соц. наук, доц., РГСУ.

17 224
Аннотация

В статье автор затрагивает вопрос личностного и профессионального становления преподавателя физической культуры в высшем учебном заведении, являющийся крайне актуальным в разрезе проводимой государственной политики модернизации образовательного процесса в вузах. В результате проведённого исследования, которое включало в себя прохождение исследуемыми тестами Климова, фокус-группового исследования, интервьюирования, а также наблюдение автором процедуры аттестации сотрудников на протяжении последних лет, был выявлен ряд факторов, влияющих на личностное и профессиональное становление и развитие преподавателя физической культуры в вузе в условиях реализации ФГОС.

Военное дело

Рецензент: В.И. Соловьев, канд. техн.наук, подполковник запаса, МАДИ.

18 215
Аннотация
В статье сформулировано обобщенное содержание понятия методической работы в системе военного обучения студентов. Определены системообразующая роль и место методической работы в как ключевого фактора качественного совершенствования военного обучения и воспитания студентов военных учебных центров, цели, задачи, основные формы и виды ее проведения. Раскрыты организационные и содержательные основы основных форм и видов методической работы. Особое внимание при этом обращено на необходимость восстановления сложившейся в 2000-2004 гг. практики ежегодного проведения Всероссийских научно-методических и научно-практических конференций в интересах развитие системы коммуникаций научно-педагогической общественности военных учебных центров, обсуждения основных противоречий и проблем в системе военного обучения студентов, выработки оптимальных подходов к их решению и качественному совершенствованию осуществляемой в данной системе научно-педагогической деятельности, обобщения и внедрения накопленного в ней передового опыта военного обучения и воспитания студентов. Предложены разработанные автором инновационные формы комплексирования учебного процесса военных учебных центров, предусматривающие внедрение в практику его проведения комплексных групповых упражнений и комплексных тактико-специальных учебных задач, обеспечивающих возможность взаимосвязанной отработки всеми категориями обучающихся в военных учебных центрах студентов всего организационно-практического алгоритма их действий по должностному предназначению в составе подразделений в процессе организации, подготовки и выполнения поставленных им задач в современных  условиях боевых действий. Поставлены проблемы всесторонней научной проработки вопросов организации и методики проведения учебно-сборовых мероприятий студентов военных учебных центров в войсках, а также восстановления деятельности учебно-методического объединения по военному обучению студентов и его региональных подразделений.