Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск


 Электронный научный журнал "Автомобиль. Дорога. Инфраструктура" издается на основании решения Ученого совета МАДИ от 14 марта 2014 г., является рецензируемым научным изданием. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-60234 от 17 декабря 2014 г.

Тематика журнала включает в себя следующие разделы:

• проблемы автомобильного транспорта;

• вопросы транспортного строительства;

• экономика  и управление  на транспорте и в строительстве;

• техносферная безопасность;

• транспортная техника;

• менеджмент и управление на транспорте;

• безопасность дорожного движения;

• инженерная педагогика и вопросы образования.

Главная задача журнала – обмен опытом и пропаганда достижений науки и техники в таких областях знаний как автомобильный транспорт, транспортное строительство, экономика и управление на транспорте и в строительстве, информационные технологии , безопасность дорожного движения, инженерная педагогика.

Предоставление читателю актуальной информации и объективной оценки основных тенденций, инноваций, технологий развития автотранспортного комплекса и дорожного строительства.

ISSN - 2409-7217

                                                                    

                                                                     

                                                                     

Текущий выпуск

№ 3(33) (2022)

Автомобильный транспорт 

1 60
Аннотация

В статье рассмотрены возможность и перспективы применения в системе органов внутренних дел Российской Федерации автомобильного транспорта с силовыми установками, использующими в качестве топлива водород. Приведены основные способы получения водородного топлива, описаны традиционные типы топлива с водородом, а также указаны их энергетические параметры и экологические характеристики. Рассмотрена конструкция двигателя, работающего на водородном топливе, его основные достоинства и недостатки. Рассмотрены основные эксплуатационные характеристики силовых установок, работающих на водородном топливе, а также их эффективность в сравнении с транспортными средствами, с электрическими силовыми установками.

Вопросы транспортного строительства 

2 39
Аннотация

Рассмотрены виды строительного контроля качества асфальтобетонной смеси на строительной площадке. Выделены параметры, которые важны на стадии проектирования асфальтобетонной смеси по методике объемно-функционального проектирования. Отмечен экспериментальный метод оценки температуры асфальтобетонной смеси с помощью тепловизора.

3 36
Аннотация

В современной практике дорожного строительства важным критерием для принятия решения об участии подрядных строительных предприятий в тендерах становится наличие на балансе организации необходимых для производства работ машин и механизмов. Например, в США во многих штатах не допускаются к участию в конкурсе на подряды фирмы, не имеющие на своём балансе перегружателей асфальтобетонной смеси. В описываемых случаях возникает вопрос о сроках окупаемости приобретаемого оборудования. В нашей стране довольно немного крупных подрядчиков, которые имеют достаточные финансовые возможности для закупки передовой дорожно-строительной техники (прежде всего зарубежного производства), которая может окупить вложенные в неё средства только при больших ежегодных объёмах работ. В частности к такой дорожно-строительной технике относится асфальтоукладочные комплексы для производства работ технологией совместной укладки в несколько слоёв. В статье предложен способ оценки окупаемости такого асфальтоукладочного комплекса, основанный на определении разницы в стоимости укладываемого асфальтобетона разными технологиями.

4 39
Аннотация

Обоснование требований к нормативным показателям уровня зимнего содержания автомобильных дорог позволяет решать проблемы зимней эксплуатации за счёт правильной организации работ: обеспеченности дорожно-эксплуатационной службы кадровым составом, парком уборочной техники, производственными предприятиями. Основным нормативным показателем, на который следует ориентироваться при организации зимней эксплуатации, является допустимая толщина неуплотнённых снежных отложений на покрытии проезжей части. При этом установленная ГОСТ 33181-2014 толщина слоя рыхлого снега зависит только от уровня зимнего содержания и не учитывает интенсивность движения. При этом для дороги конкретной категории интенсивность движения может варьироваться в широком диапазоне, даже выходя за нормативные пределы интенсивности для данной категории. В статье предлагается технико-экономический подход для определения допустимой толщины слоя рыхлого снега, а также показано, что её оптимальное значение может отличаться от стандартизированного. Разработанная методика учитывает себестоимость перевозок, потери от дорожно-транспортных происшествий и затраты на очистку проезжей части от снега.

5 26
Аннотация

С принятием ГОСТ Р 59918-2021 оценка прочности многослойной дорожной одежды должна сопровождаться вычислением модулей упругости отдельных слоев. Источником информации для решения этой задачи является чаша прогиба поверхности дорожной одежды, определенная экспериментально с помощью установки динамического нагружения. Методика определения модулей упругости слоев по чаше прогиба регламентирована указанным стандартом и базируется на решении обратной задачи теории упругости для многослойного полупространства с использованием аппарата интегральных преобразований. Из-за отличия свойств реальной дорожной конструкции от свойств ее математической модели, экспериментально измеренная чаша прогибов может иметь малые искажения. В данной работе проанализированы источники таких искажений и оценены вероятности достоверного определения послойных модулей упругости в ходе решения обратной задачи.

Транспортная техника 

6 30
Аннотация

В статье рассматривается методика расчёта центробежного компрессора дизельного двигателя в программном комплексе FlowVision. Рассмотрены особенности загрузки модели для решения задачи в сектор-слайдинговой постановке. Приведены особенности расчёта: установки дроссельной заслонки с изменяемым углом наклона на выходе; ограничительных параметров; адаптивной расчётной сетки. Представлена визуализация основных параметров компрессора в объёме и по сечениям. Смоделировано испытание центробежного компрессора на стенде с различными угловыми скоростями и при разных расходах воздуха. По итогам испытаний составлены графики характеристик компрессора и сопоставлены с экспериментальными характеристиками прототипов ТКР 700.1-01 и K27-54.3-01. Результаты показали хорошую сходимость, что позволяет сделать вывод о корректности построения модели и возможности её использования для аналогичных расчётов. 

7 24
Аннотация

Конструкции силовых агрегатов в современных транспортных средствах (ТС) непрерывно совершенствуются, а требования к вредоносным выбросам становятся строже. Современная система для очистки выхлопных газов заслуживает особого внимания, понятия представления работоспособности, ремонтопригодности и эксплуатации системы SCR, когда нормы к выбросам ужесточаются, а выхлопные газы могут содержать большое содержание вредных веществ, которые пагубно влияют на экологию и здоровье населения.

При этом надо понимать, есть ли смысл установки, поддержания в работоспособном состоянии и насколько хорошо система SCR справляется с выбросами, в частности выбросами NOx. Проведено исследование и анализ на базе отзывов автовладельцев, различных испытаний, в которых сравнивались преимущества и недостатки системы SCR с системой ЕГР. Результат анализа статистических данных также представлен в данной статье.

8 35
Аннотация

Простые и быстрые модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания (ДВС) позволяют ускорить и удешевить процесс разработки ДВС. Модели также могут быть использованы для загрузки в память электронного блока управления ДВС с целью оптимального управления всеми его регулировочными параметрами в широком диапазоне режимов работы. В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) предложена модель рабочего процесса газодизеля, основанная на ранее разработанной однозонной модели рабочего процесса дизеля. Выполнена оценка основных отличий алгоритмов расчета процессов сжатия-сгорания-расширения в дизеле и газодизеле и их влияния на показатели газодизеля. Для калибровки модели использовались расчеты по модели FIRE фирмы AVL и результаты экспериментальных испытаний газодизеля. Показана высокая сходимость расчетных и экспериментальных результатов.

9 28
Аннотация

Спрогнозировано изменение показателей работы дизеля грузового автомобиля Cummins 6,7 isbe в случае его конвертации в газовый двигатель, работающий на стехиометрической и бедной газовоздушной смеси, и проанализированы возможности компенсации потери мощности по сравнению с базовым дизелем. Выполнены расчеты мощности и топливной экономичности, а также показателей механической и тепловой напряженности трех двигателей на номинальном режиме с использованием расчетного комплекса четырехтактного цикла дизеля/газодизеля/газового двигателя МАДИ. Показана возможность получения у обоих газовых двигателей той же мощности, что у базового дизеля, при корректировке цикловой подачи газа и давления наддува. По сравнению с дизелем, у газового двигателя на бедной смеси, эффективный КПД снизился на 9,3%, а на стехиометрической смеси – на 13,9%. Параметр тепловой напряженности у газового двигателя на бедной смеси уменьшился на 10,5%, а у стехиометрического не изменился по сравнению с дизелем.

10 31
Аннотация

Цель данной работы состояла в том, чтобы оценить возможный выигрыш в топливной экономичности восьмицилиндрового V-образного (V8) дизеля грузового автомобиля с турбонаддувом при замене его шестицилиндровым рядным (L6) дизелем того же рабочего объема и мощности. Для этого проводился сравнительный расчетный анализ показателей работы дизеля V8 с двумя турбокомпрессорами и дизеля L6 с одним турбокомпрессором с использованием программного комплекса AVL BOOST. Оба дизеля имели одинаковое протекание крутящего момента по внешней скоростной характеристике. Проанализированы факторы, влияющие на топливную экономичность: индикаторный КПД, потери на газообмен, эффективность турбокомпрессора и другие. Дизель Р6 имеет равномерный характер пульсаций давления в выпускном коллекторе и на входе в турбину. Дизель V8 имеет неравномерный характер и более высокую амплитуду пульсаций, что приводило к большим потерям на газообмен и более низкому КПД турбины. Удельный эффективный расход топлива дизеля Р6 получился на 3,5-7,0% ниже, чем дизеля V8.

Экономика и управление 

11 45
Аннотация

Раскрывается роль венчурного финансирования компаний в экономическом развитии государства. Дана характеристика венчурного рынка, а также определены цели и задачи венчурных фондов. Рассмотрены этапы становления венчурного бизнеса в России и за рубежом. Проанализирована динамика венчурных инвестиций в РФ и США. Исследованы вопросы приоритетных направлений вложения венчурного капитала. Описаны стадии инвестиционного процесса и отличия венчурного финансирования от других форм инвестиций. Проведен компаративный анализ жизненного цикла инновационной и традиционной компаний. Доказана возрастающая степень взаимозависимости между емкостью рынка венчурного капитала и инновационным развитием государства. Закономерным итогом исследования явился вывод о необходимости разработки мероприятий, направленных на улучшение индустрии венчурного бизнеса.

Вопросы инженерной педагогики 

12 21
Аннотация

В статье рассматриваются метод тестирования, как способ контроля усвоения знаний обучающимися на примере дисциплины «Физика», и правила его применения. Приведены характеристики тестирования, обеспечивающие объективную интерпретацию результатов. Этими характеристиками являются сложность теста, его надежность и валидность. Рассмотрены виды тестов и примеры тестовых заданий, предлагаемых студентам технического вуза. Результаты тестирования позволяют преподавателям выявить разделы физики, вызывающие наибольшие трудности в понимании и усвоении. Такими разделами являются законы сохранения в механике и представления о вращательном движении и знание его характеристик. Средний балл по результатам тестирования не превышает 6 из 10 возможных. Этот факт свидетельствует о наличии пробелов в знаниях отдельных разделов физики. Выявление таких разделов вызывает необходимость совершенствования методики передачи знаний обучающимся, а также усовершенствования и модификации тестовых заданий.

13 26
Аннотация

Формирующаяся в настоящее время в РФ стратегия технологического суверенитета заставляет вновь обратиться к содержанию инженерного образования. Отечественная высшая техническая школа прошла значительный путь в своем развитии и накопила весомый багаж традиций.  К ним автор статьи относит: своевременные ответы в содержании образования на запросы экономического развития, взаимосвязь обучения с передовыми достижениями науки, высокая общественная значимость профессии инженера и преподавателя вуза, учет международного опыта, а также широкую гуманитарную подготовку и формирование у обучающихся социальной ответственности.