Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск


 Электронный научный журнал "Автомобиль. Дорога. Инфраструктура" издается на основании решения Ученого совета МАДИ от 14 марта 2014 г., является рецензируемым научным изданием.

Тематика журнала включает в себя следующие разделы:

• проблемы автомобильного транспорта;

• вопросы транспортного строительства;

• экономика  и управление  на транспорте и в строительстве;

• техносферная безопасность;

• транспортная техника;

• менеджмент и управление на транспорте;

• безопасность дорожного движения;

• инженерная педагогика и вопросы образования.

Главная задача журнала – обмен опытом и пропаганда достижений науки и техники в таких областях знаний как автомобильный транспорт, транспортное строительство, экономика и управление на транспорте и в строительстве, информационные технологии , безопасность дорожного движения, инженерная педагогика.

Предоставление читателю актуальной информации и объективной оценки основных тенденций, инноваций, технологий развития автотранспортного комплекса и дорожного строительства.

ISSN - 2409-7217

 

 

 

 

Уважаемые авторы!

Прием статей в первый номер окончен!                                                   

                                                                     

                                                                     

                                                                     

                                                                     

                                                                     

Текущий выпуск

№ 1(19) (2019)

Автомобильный транспорт

1 41
Аннотация
В течение последних десятилетий технологии производства электронных компонентов претерпели существенное развитие. Стало возможным использовать силовые и микроэлектронные компоненты в системах тягового электропривода, что инициировало возможность разработки современных систем управления электромобилями. Эволюция элементной базы позволила создать различные устройства, начиная от встроенных мотор-генераторов и заканчивая серийными электромобилями. В данной статье рассматриваются современные аспекты развития силовой электроники для приводной техники, используемой в электромобилях. Особое внимание уделено перспективным полупроводникам на основе карбида кремния и нитриде галлия, позволяющим существенно снизить такие критичные показатели для электромобиля как массу и габаритные размеры преобразовательного электрооборудования. Статья состоит из двух частей. Первая часть представляет историю развития силовой электроники. Во второй части рассматриваются потенциальные пути развития последней.
28
Аннотация
В представленной статье проведен сравнительный анализ технологичности различных способов защиты изделий машиностроения, используемых при изготовлении и ремонте, от коррозии. Выявлены свойства и технологические особенности нанесения покрытий, обеспечивающих коррозионную стойкость деталей машин. На основании полученных данных были представлены результаты анализа факторов, влияющих на выбор оптимального способа нанесения защитного покрытия, который должен обеспечивать не только защиту от воздействия окружающей среды, но и снизить вероятность отказов, как отдельных элементов, так и технической системы в целом. Особое внимание было уделено выявлению преимуществ применения фосфатных покрытий на основе водной суспензии. Постоянное совершенствование составов, используемых для фосфатирования, повышение их антикоррозионных свойств, а самое главное простота их нанесения, обеспечивает реальную возможность применения данного типа защитных покрытий как в условиях производства, так и в условиях ремонта.

Строительство

3
Аннотация
Рассмотрены существующие и предложены новые методы замеров продольных профилей и микропрофилей больших участков дорог в процессе движения автомобиля, базирующийся на замерах продольных углов наклона автомобиля, ускорений подрессоренной и неподрессоренной массы и их математического преобразования в пакете MatLab/Simulink. На основе их проведена регистрация продольных и микропрофилей 5 типов дорог. Выполнен анализ их характеристик по параметрам перемещений, скорости, ускорениям в третьоктавных полосах частот. Предложено оценивать ровность дороги по скорости изменения уклонов в полосе 0,16–0,4 Гц: до 0,15 м/с – дороги с малыми уклонами, до 0,25 м/с – небольшими, до 0,3 м/с – средние, свыше 0,4 м/с – большими. Качество микропрофиля дорог целесообразно оценивать по спектру среднеквадратической скорости микропрофиля в третьоктавных полосах 6,3–12,6 Гц:  до 4 см/с – дороги отличного качества, до 6 см/с – дороги хорошего качества, до 8 см/с – дороги удовлетворительного хорошего качества, свыше 10 см/с – плохие.

Транспортная техника

9
Аннотация
В настоящее время большое внимание в области машиностроения уделяется вопросу снижения металлоемкости изделий. В статье представлено обоснование актуальности производства деталей и узлов машин из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Рассмотрены возможности создания новых промышленных составов ПКМ, а также перспективы повышения точности при проведении их испытаний по определению физико-механических свойств. Выполнено обоснование выбора методов физико-механических испытаний ПКМ с целью определения их прочностных свойств. Проведен анализ отечественных и зарубежных стандартов на проведение физико-механических испытаний ПКМ. Определены основные отличия требований к проведению физико-механических испытаний в отечественной и зарубежной практике. Описываются методы проведения испытаний образцов ПКМ на растяжение и на усталость. Представлен процесс анализа результатов испытаний с применением программно-комплексного метода. Представлены результаты испытания образца ПКМ на растяжение, полученные при помощи компьютерной программы GOM Correlate, а также графики относительных максимальных, средний и минимальных напряжений при проведении циклических испытаний ПКМ на усталость. Представлены результаты амплитудного движения напряжений. При помощи методологии для анализа образцов, используемой зарубежными коллегами из Пармского университета (Италия), была установлена полномасштабная деформационная картина распределения армирующих частиц на поверхности образца.

Безопасность дорожного движения

13
Аннотация
Работа по определению опасного вождения проведена в связи с отсутствием четких регламентов и норм по определению «опасного вождения». В работе проведен анализ существующего законодательства Российской Федерации, касающийся определения и идентификации «опасного вождения», представлены результаты социологического опроса фокус-группы о влиянии различных факторов, определяющих «опасное вождение». Также разрабатываются подходы к определению с математической точки зрения термина «опасное вождение» в задачах страховой телематики при использовании системы скидок «бонус-малус». Помимо этого определены основные подходы к применению элементов кооперативных интеллектуальных транспортных систем для выявления признаков «опасного вождения».

Инженерное образование

23
Аннотация
Обсуждаются проблемы преподавания основ квантовой физики студентам современных инженерных вузов в условиях «жестких временных рамок», предусмотренных программой дисциплины «Концепции современного естествознания (КСЕ)». Установленные для изучения КСЕ жесткие временные ограничения не позволяют рассмотреть основные элементы классической и современной физики даже в относительно полном объёме, надежно обеспечивающем понимание принципиально значимых «ключевых» аспектов «КСЕ». Учет личностного опыта авторов, связанного с «включением» элементов квантовой механики в структуру учебной дисциплины «КСЕ», позволяет предложить вниманию заинтересованных субъектов возможный план курса «КСЕ» с учетом включения элементов квантовой механики.

Военное дело

17
Аннотация
В период становления высшей военной школы Минобороны России главной задачей военных учебных центров является рост качества военной подготовки студентов. Решение требует переключения с методологии как учения о методе на методологию как учение об организации деятельности, на разработку и внедрение методик комплексной подготовки офицеров, сержантов, рядовых запаса с использованием комплексных тактико-специальных учебных задач. В период становления растёт влияние фактора личности, что требует переходить от педагогоцентрированного к студентоцентрированному подходу. С использованием психодиагностики и корреляционного анализа исследовано влияние фактора социальных взаимосвязей студентов, обучающихся в военном учебном центре при МАДИ по программам офицеров и сержантов запаса. Достоверность и обоснованность результатов проверена с применением корреляционного анализа и гипотезы о связях между варьирующими признаками центров при МАДИ и НИУ ВШЭ (2018 г.), военных кафедр при вгузах Петербурга (2004 г.). Установлено, единая база комплектования ‒ условие для роста качества военной подготовки студентов, обучающихся по программам офицеров и сержантов запаса. Нормы и ценностные установки личности оказывают доминирующее влияние на их социальные связи. Осознанный выбор военной подготовки актуализирует качества личности: дисциплинированность, расширение кругозора, получение навыка руководителя, приобретение опыта работы с людьми, развитие состояния гражданской позиции ‒ патриотизма. Состояние сплочённости учебной группы является фактором воспитания личности исходя из ценностных ориентаций и ценностей, присущих офицерам и сержантам запаса. Выявлено влияние факторов статуса и дохода при принятии студентами решения о службе по контракту теми, кто не задумывался над вопросом о призыве в вооружённые силы. Продемонстрировано влияние деятельности профессорско-преподавательского состава на мировоззрение студентов: около трети студентов, обучающихся по программам офицеров запаса и около четверти ‒ сержантов запаса, формируют своё отношение к профессии военного в процессе военной подготовки (отношение улучшилось). У студентов МАДИ отмечается высокая готовность к защите Отечества, к призыву в армию, более высокий интерес к военной подготовке, но менее выражена уверенность в себе, способность защитить нормы поведения, что требует воспитательная работа, которая опирается на данные полученные при систематическом изучении их психологического состояния, сплочённости учебных групп.

Материалы 77-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. Секция «Физика»

19
Аннотация
В статье рассмотрены причины возникновения износной колеи. Для изучения процесса износа дорожных покрытий был создан уникальный комплекс для испытания дорожных покрытий и автомобильных шин, который обеспечил возможность изучения факторов, влияющих на процесс износа дорожного полотна. Рассмотрено влияние шипованных шин на повышение износа дорожного покрытия. Выявлены возможности, благодаря которым можно снизить степень разрушения дорожного покрытия под действием шипованных шин. Приведен динамический расчет влияния шипа на материал дорожного полотна. Сделан вывод о необходимости повышения прочности покрытия.
4
Аннотация
В данной статье изучается возможность совершенствования современных дорожных искусственных неровностей предназначенных для регулирования дорожного трафика. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить возможность использования свойств дилатационных жидкостей для создания умной дорожной искусственной неровности способной регулировать сопротивление движению автомобиля в зависимости от его скорости. Для этих целей в статье приведено описание свойств дилатантных жидкостей с исследованием их нетипичного поведения. В работе, теоретически рассмотрена и экспериментально проверена возможность использования субстанции дилатционной жидкости в создании средства успокоения транспортного движения, а именно искусственной неровности. Проанализированы выявленные в ходе изучения преимущества и недостатки, предложенной конструкции, по которым можно судить об актуальности применения данной разработки в реальных климатических и социальных условиях. На основе полученных результатов составлены рекомендации для более эффективной эксплуатации дорожных искусственных неровностей на основе дилатационных жидкостей.
11
Аннотация

В статье рассмотрены виды погрешностей, виды используемых приборов измерения скорости автомобилей, установленных как в моторе автомобиля, так и приборы видео и фото фиксации скорости движения автомобилей. Приведены особенности конструкции вышеприведенных устройств. Показано, что самым точным прибором является навигатор, который работает с использованием системы глобального позиционирования GPS при наличии интернета. Значения измерения скорости с помощью спидометров завышаются производителями автомобилей с целью обеспечения безопасности вождения. Проведено сравнение механических и электронных спидометров. Приведены факторы, от которых зависит точность измерения скорости спидометрами и видео фото-фиксаторами. Значения погрешностей видео и фотокамеры совпадают с пределом разрешенного превышения скорости автомобиля, что позволяет оспорить штраф за превышение скорости движения автомобиля. Показано, что наименьшей погрешностью обладает навигатор.

3
Аннотация

В процессе эксплуатации на поверхности дорожных, строительных и подъемно-транспортных машин за счет проникновения влаги и вредных примесей из воздуха возникают условия для развития электрохимической коррозии. В статье рассматриваются экспериментальные результаты, полученные студентами при исследовании поверхности автомобиля на предмет наличия на ней коррозионных повреждений. Методы неразрушающего контроля коррозионного состояния поверхности хорошо известны: ультразвуковая дефектоскопия, акустическая эмиссия, радиография, термография, метод электрического сопротивления и др.

Метод позволяет дать количественную оценку площади поверхности металлического образца, подверженного коррозией, с помощью тепловизора.

В статье приведены также расчеты части пружинной подвески автомобиля, основанные на знании законов физики, а, именно, закона Гука.
5
Аннотация

В статье кратко описана история возникновения двух видов общественного транспорта – электрического омнибуса и подвесного вагончика, разработчиком которых являлся русский изобретатель И.В. Романов.

И.В.Романов стоял у истоков создания городского общественного электротранспорта в России. Он сконструировал оригинальные электромоторы для электромобилей; придумал легкий листовой материал, деревопластик, для панели кузова автомобиля; построил электрический омнибус; придумал модель подвесной электрической дороги; создал проект монорельса, связывавшего Москву с Петербургом и Нижним Новгородом, а также предложил идею постройки кольцевой дороги вокруг Петербурга.

В статье приведены также технические характеристики и некоторые особенности современного электробуса и подвесной канатной дороги, которые эксплуатируются в настоящее время в России.
5
Аннотация
В статье приведены результаты исследования параметров высоковольтной электрической дуги (ВЭД), выполненные на собранной в лаборатории установке, в зависимости от условий горения ВЭД в разных газовых средах, при разном давлении, в магнитном поле и в пламени свечи. Показано, что газовая среда влияет на время зажигания ВЭД и стабильность ее горения. Наибольшая стабильность горения и наименьшее время зажигания ВЭД наблюдается при пониженном давлении. В инертном газе выявляется длительная стабильность горения, однако время зажигания становится больше, чем при пониженном давлении. Для газовых смесей наименьшее время зажигания ВЭД соответствует присутствию кислорода в газовой среде. Магнитное поле, наложенное на ВЭД, выявляет отклонение дуги к одному из полюсов магнита, что доказывает электромагнитную природу ВЭД. Пламя свечи увеличивает количество плазменных вспышек. В статье приведены области применения ВЭД.
3
Аннотация

Основанием для постановки задачи является широкое распространение использования СВЧ-излучения и в быту, и в промышленности. Изучены теоретические основы получения и практического использования СВЧ-излучения. По выбранной схеме произведена практическая реализация устройства для получения СВЧ-излучения. Проработаны правила техники безопасности при работе с СВЧ-излучением. Объектами исследования выбраны вода, электролюминесцентная лампа и полупроводниковый радиоприемник. Установлена зависимость времени закипания воды от расстояния до источника СВЧ-излучения. Показана возможность горения электролюминесцентной лампы в условиях СВЧ-излучения и найдена зависимость яркости горения от расстояния до источника СВЧ-излучения. Показано, что в результате воздействие СВЧ-излучения на полупроводниковый радиоприемник, его работа ухудшается или прекращается (вплоть до полного разрушения) в зависимости от расстояния до источника СВЧ-излучения.