ТЕОРЕТИКО-ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕЖДУГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Аннотация
Рынок пассажирских транспортных услуг относится к сложным системам. Основные участники рынка (пассажиры, предприятия транспорта и государство) находятся в непрерывном взаимодействии при определенных социально-экономических условиях. Теоретико-игровое моделирование сложных систем представляет перспективное направление исследований и позволяет установить равновесные стратегии предприятий транспорта и государства. Стратегиями предприятий транспорта следует считать принимаемые решения по регулировке параметров способов передвижения. В свою очередь к стратегиям государства относятся решения по уровню дотаций видов транспорта.
В работе приведен порядок формирования модели рынка междугородных пассажирских перевозок. Модель рынка построена на основании логит-модели выбора пассажирами способа передвижения. Разработаны целевые функции предприятий транспорта. Произведено моделирование рынка для четырех вариантов условий конкурентного взаимодействия и представлены результаты. Условия взаимодействия определяются занимаемыми активными или пассивными позициями видами транспорта.
Список литературы
1. Кажаев, А.А. Конкуренция на рынке городских пассажирских перевозок в городах Челябинской области / А.А. Кажаев, О.Н. Ларин // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2012. – Т. 2. – № 1. – С. 176-184.
2. Дементьев, А.П. Проблемы взаимодействия участников регионального рынка пригородных пассажирских перевозок / А.П. Дементьев, О.С. Иванов, Ю.М. Буинцева // Вопросы новой экономики. – 2019. – № 1(49). – С. 80-87.
3. Абрамов, А.А. Анализ методов тарифного ценообразования на рынке пассажирских перевозок / А.А. Абрамов, М.В. Воробьева // Перспективы науки. – 2009. – № 2(2). – С. 64-73.
4. Чумаков, В.Б. Методика определения емкости регионального рынка транспортных услуг пассажирских перевозок / В.Б. Чумаков // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2005. – № 4. – С. 46-56.
5. Проскурякова, Е.А. Развитие рынка пассажирских перевозок / Е.А. Проскурякова // Экономика железных дорог. – 2015. – № 7. – С. 92-98.
6. Гуц, А.В. Рынок пассажирских перевозок: пути организации мультимодальных перевозок / А.В. Гуц, О.Н. Дунаев // Транспорт Российской Федерации. – 2019. – № 1(80). – С. 23-27.
7. Гонзалез-Лучинин, Г. Прогнозирование объемов пассажиропотока на основе индикаторов развития рынка пассажирских высокоскоростных перевозок / Г. Гонзалез-Лучинин // Наука и техника транспорта. – 2016. – № 1. – С. 53-58.
8. Mancuso P. An analysis of the competition that impinges on the Milan–Rome intercity passenger transport link //Transport Policy. 2014. Т. 32. С. 42-52. ISSN: 0967-070X.
9. Román C., Espino R., Martin J.C. Competition of high-speed train with air transport: The case of Madrid–Barcelona //Journal of Air Transport Management. 2007. Т. 13. №. 5. С. 277-284. ISSN: 0969-6997.
10. Корягин, М. Е. Определение параметров основных факторов логит-функции, влияющих на вероятность выбора пассажиром способа передвижения / М.Е. Корягин, А.С. Чистяков // Транспорт: наука, образование, производство: сборник научных трудов. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. – С. 157-160.
Рецензия
Рецензент: А.А. Карасева, канд. техн. наук, доц., СГУПС