Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ФИЛОСОФИИ

Полный текст:

Аннотация

Статья рассматривает проблему необходимости трансформации философских мировоззренческих оснований в условиях остро обострившихся мировоззренческого антагонизма в мире. Человечеству необходимо отказаться от доминирующей европоцентричной культуры. Решением проблемы может стать осознанная реализация проекта, называемого «межкультурная философия». Межкультурная философия предполагает необходимость признания, познания и синтеза всего спектра философских традиций, существовавших и существующих в мире. В качестве методологии познавательного процесса предлагается эвристическая функция, которая способна переформулировать проблему, трансформировать культурный опыт. Традиция эвристики (греч. отыскиваю, открываю) восходит к Древнегреческой философии. В культуре Нового времени в рамках неклассической и постнеклассической моделях науки предлагаются неклассические образцы и алгоритмы познавательной деятельности. В середине 20 в. Р.К. Мертон актуализировал понятие «серендипность» как методологическую эвристику, способствующую расширению или появлению новой теории за счет случайных, аномальных, непредвиденных фактов.  К. Поппер предложил в качестве критерия научного метода принцип фальсификации, как способе модернизации классической теории. И. Лакатос обосновал роль эвристической функции в научно-исследовательской деятельности, вводит понятие «научно-исследовательская программа», «положительная эвристика», «отрицательная эвристика» как методология, направленная на нахождение решения в нестандартных ситуациях. Идеи случайности, озарения сегодня используется в математике, как формальная системная модель, которая широко используется в технической и технологической сферах.  Методологический подход, основанный на эвристике, легален для любой исследовательской деятельности, в том числе в вопросе приращения собственно философских знаний. Эвристическая функция в процессе формирования межкультурной философии, как инновационной мировоззренческой модели, может стать основополагающей. 

Об авторе

Лариса Николаевна Волобуева
МАДИ
Россия

канд. филос. наук, доц.



Список литературы

1. Демина, Н.В. Концепция этоса науки: Мертон и другие в поисках социальной геометрии норм /Н.В. Демина // Социологический журнал. – 2005. – № 4 – С. 5-47

2. Зубков, В.П. Проблемы сингулярности социальных систем / В.П. Зубков // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2021. – №2(28).

3. Косолапова, Е.А. Диалог в герменевтике Х.-Г. Гадамера и истории культуры / Е.А. Косолапова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2021. – №2(28).

4. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки / И. Лакатос. – М.: Академический Проект, 2008. – 475 с. ISBN 978-5-8291-1049-9

5. Пойа, Д. Математическое открытие. Решение задач. Основные понятия, изучение и преподавание / Пойа Д. – М.: КомКнига, 2010. – 450 с. ISBN 978-5-484-01132-2

6. Поппер, К. Логика научного исследования / К. Поппер. – М.: Издательство АСТ, 2010. – 576 с. ISBN 978-5-17-066751-2

7. Степанянц, М.Т. Межкультурная философия. Истоки. Методология. Проблематика. Перспективы // М.Т.Степанянц. –М.: Издательство Восточная литература, 2020. – 192 с. ISBN 978-5-02-039847-4.

8. Штракс, М.Г. Знания как основа убеждений личности / М.Г. Штракс // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – №2(16).


Рецензия

Рецензент: М.Г. Штракс, канд. филос. наук, проф., МАДИ

Просмотров: 19


ISSN 2409-7217 (Online)