Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск
№ 2(36) (2023)

Безопасность дорожного движения

1 328
Аннотация

В данной статье рассматриваются различные типы шинных тестеров -измерительных систем, применяемых для проведения испытаний шин на сцепление с дорожным покрытием при разгоне и торможении в реальных дорожных условиях.

В статье дано обоснование для необходимости чёткого соблюдения и регламентирования параметров сцепных свойств шины и дорожного покрытия.

Были приведены методы определения коэффициента скольжения колёс с целью выявления их сцепных свойств с дорожным полотном, изложены факторы и материалы, влияющие на качество сцепления. В работе предложены шинные тестеры, проведён сравнительный анализ этих устройств, выявлены достоинства и недостатки применяемых измерительных систем.

Вопросы транспортного строительства

2 248
Аннотация

В статье рассмотрен экспресс-метод контроля степени уплотнения грунта, который основан на определении энергии, затрачиваемой на уплотнение грунта. В случае применения уплотняющего агрегата ДЭТ-250М – ПВК-70ЭА в основу метода может быть положено измерение электроэнергии, потребляемой электрическим виброкатком за определенный период времени. Сравнению подлежит текущее значение потребляемой электроэнергии, со значением за предыдущий период. Рассматриваемый метод может быть реализован при использовании челночной схемы движения уплотняющего агрегата, который позволяет снизить потери времени на перемещение уплотняющей техники с одной полосы на другую. Данный метод позволяет автоматизировать контроль степени уплотнения грунта, не требует остановки земляных работ на время выполнения измерений и тем самым позволяет сократить трудозатраты и время выполнения земляных работ.

2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы

3 3114
Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы создания и апробирования методики применения программно-аппаратного комплекса разработки и проведения виртуальных испытаний. Методика удовлетворяет требованиям “New Automated Test Methods” (NATM): обнаруживать и реагировать на действия объекта; обеспечить валидацию систем безопасности; принимать во внимание разработки других рабочих групп WP.29; учитывать существующие данные, исследования и технические стандарты, то есть способной осуществлять имитационное/виртуальное тестирование с заданной степенью точности и сходимости (адекватности) результатов.

4 221
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы кинематики беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Движение БПЛА как материальной точки рассматривается в эллиптической системе координат. Положение БПЛА в этой системе координат определяется на основе разностно-дальномерной информации, которая может быть получена от двух навигационных станций. С целью генерации управляющих воздействий для обеспечения движения БПЛА по заданной траектории необходимо определение ускорений БПЛА, возникающих при движении по конкретной траектории. В качестве примера решения задачи подобного рода рассматривается движение точки по одной из координатных линий с постоянной по модулю скоростью. Получено выражение, позволяющее рассчитать ускорение точки на основе данных об эллиптических координатах, то есть, не прибегая к вычислению радиуса кривизны траектории.

5 190
Аннотация

Ключевым фактором, определяющим дальнейшее развитие и сроки полноценного внедрения автономных транспортных средств, является уверенность в том, что такие транспортные средства будут в полной мере обеспечивать безопасность дорожного движения. Проблема безопасности для автоматизированных систем вождения является довольно сложной и на сегодняшний день нерешенной. В статье описаны аспекты безопасности и разобрана классификация ошибок автоматизированных транспортных средств, вызывающих угрозу безопасности. Приведен выявленный на основании анализа применяемых ведущими разработчиками методов перечень основных механизмов обеспечения безопасности автоматизированных транспортных средств, необходимых для обеспечения максимально возможного на текущем уровне развития технологий автоматизированного вождения уровня безопасности. Приведена составленная авторами концепция оценки, обеспечения и эффективного повышения уровня безопасности автоматизированных транспортных средств на этапах жизненного цикла. Приведен предлагаемый авторами метод результирующей оценки показателей безопасности автоматизированных транспортных средств в процессе эксплуатации на дорогах общего пользования.

6 277
Аннотация

Процессы формирования сервисов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) подразумевают под собой определенные эволюционные этапы в области организации дорожного движения (ОДД). Качественная эволюция заключается в переходе к динамическому проектированию. На данный момент функционирует цифровой двойник АСУДД. В сфере светофорного управления концепция цифрового двойника позволяет в режиме реального времени корректировать работу светофорных объектов, находя эффективные решения транспортных задач. Следующим шагом в эволюции ОДД становится банк типовых сценариев, который позволит осуществить выбор максимально приближенного с последующей корректировкой. Одним из таковых сценариев является переход на пополосное управление. Инструмент «Сервисная полоса» позволит участникам дорожного движения на дорогах общего пользования получать приоритет. Как следствие, будет реализовано эффективное функционирование транспортно-дорожного комплекса путем обеспечения требуемой мобильности населения.

7 531
Аннотация

Проблемой большинства дорожно-транспортных происшествий является нетрезвое состояние водителя. Данная проблема обостряется в системе каршеринга, которая подтверждается статистикой. В данной работе проведён обзор средств ограничения доступа к автомобилю водителей в нетрезвом состоянии. На данный момент отсутствует система выявления нетрезвых водителей, которая работала бы на момент запуска двигателя автомобиля и его движения в потоке. Предложены способы ее улучшения, увеличивающие эффективность работы и снижающие стоимостные затраты.

8 216
Аннотация

Развитие высокоавтоматизированного транспорта и реализация концепции транспортной мобильности Mobility-as-a-Service (MaaS) влекут за собой изменения, которые отражаются на рынке труда в транспортном комплексе. Создание и внедрение сложных транспортных систем предполагают расширение компетенций специалистов, занятых в проектировании и процессе эксплуатации. В статье представлен мировой опыт изменения рынка труда в связи с автоматизацией рабочих процессов, рассмотрены основные направления рынка профессий в транспортной отрасли и выделено пять рыночных областей, с которыми соотносятся новые профессии. Авторами также рассмотрены вопросы подготовки новых кадров, необходимость разработки новых и актуализации уже существующих образовательных стандартов. Также затронут вопрос подготовки педагогических кадров, так как это необходимое условие реализации новых образовательных программ.

2.9.9. Логистические транспортные системы

9 209
Аннотация

Компании производители и ритейлеры конкурируют друг с другом через эффективность цепи поставок. При этом внедрение современных технологий грузообработки позволяет осуществить значительную экономию финансовых и временных ресурсов. Для успешного осуществления операционной логистической деятельности компании требуется оптимизация в части планирования и распределения ресурсов на каждом этапе логистической цепочки, в том числе на этапе грузообработке в терминально-складских комплексах.

Авторами разработана концепция методики выбора технологий хранения и грузообработки. Концепт представляет собой алгоритмизацию процесса подбора современных решений на базе ключевых факторов.  В статье представлен подробный анализ существующих технологий и аргументированно выделены наиболее эффективные из них. Также рассмотрены виды автоматизации и оптимизации складских процессов. Определен порядок организации анализа грузовых потоков и запасов, выявлены наиболее значимые показатели при определении технологии хранения и терминальной обработки.

Представленная методика дает возможность адаптировать процесс выбора технологий по автоматизации и оптимизации складских процессов под решение задач широкого спектра транспортно-логистического комплекса.

2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы

10 180
Аннотация

В условиях повышения требований к минимизации затрат на поддержание работоспособности и потерь от простоев наземных транспортно-технологических машин передвижные мастерские играют важную роль. Однако во Вьетнаме передвижные мастерские в ремонтных предприятиях применяют очень редко. Следовательно разработка передвижной мастерской для диагностики, технического обслуживания и ремонта наземных транспортно-технологических машин и оптимизация количества ремонтных мастерских является во Вьетнаме актуальной задачей. В данной статье рассмотрен вопрос проектирования передвижных мастерских для обеспечения во Вьетнаме работоспособности наземных транспортно-технологических машин на основе модульного принципа. Представлена методика оптимизации количества передвижных мастерских и специализированных видов технологического оборудования методом математического моделирования, который более эффективен по сравнению с другими методами, так как позволяет учитывать сложности процесса организации ремонтных работ в полевых условиях. Критерием оптимизации количества передвижных мастерских и специализированных модулей является минимизация потерь от простоев наземных транспортно-технологических машин и передвижных мастерских. Приведен расчет оптимального количества ремонтных станций и специализированных модулей для обслуживания и ремонта двигателей и гидросистем для парка одноковшовых экскаваторов северного региона Вьетнама.

11 147
Аннотация

В статье представлена методика и результаты экспериментальных исследований параметров гидротрансформатора по определению осевых сил, действующих на опоры гидротрансформаторов с центростремительной турбиной. При проведении эксперимента определены значения осевых сил без разгрузочных отверстий в диске турбинного колеса, выявлено, что осевые силы в данном гидротрансформаторе достигают значительной величины, что может отрицательно сказаться на работоспособности гидротрансформатора. Для уменьшения осевых сил в ступице турбинного колеса гидротрансформатора оценено влияние разгрузочных отверстий, выполненных в диске турбинного колеса, на величину осевых сил, исследования показали, что разгрузочные отверстия значительно снижает величину максимальных осевых сил при этом сохраняются качественные зависимости осевых сил для разных оборотов, давления и температуры. Для каждого из этапов снимались полные контрольные внешние характеристики гидротрансформатора.

2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

12 173
Аннотация

. Представлены результаты теоретического исследования влияния добавок синтез-газа к бензину на скорость распространения пламени в камере сгорания роторно-поршневого двигателя. Исследование выполнено с помощью математической модели процесса распространения пламени в камере сгорания роторно-поршневого двигателя, учитывающей все особенности геометрии и газодинамики этого типа двигателей, влияние добавок свободного водорода на нормальную скорость распространения пламени и длительность периода индукции при искровом зажигании. Модель позволяет определять скорость распространения фронтов пламени от двух свечей зажигания как в продольном, так и в поперечном направлении камеры сгорания. Получены картины распространения фронтов пламени в камере сгорания роторно-поршневого двигателя при работе на бензине с добавками синтез-газа и водорода. Результаты моделирования процесса распространения пламени в бензовоздушной смеси с добавками водорода и синтез-газа в рабочей камере роторно-поршневого двигателя позволяют сделать вывод о том, что добавка синтез-газа, как и добавка водорода, позволяет повысить скорость распространения пламени и полноту сгорания топлива. При работе двигателя с добавками синтез-газа требуется изменение регулировок углов опережения зажигания.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

13 213
Аннотация

В настоящее время не разработаны достаточно эффективные системы нейтрализации оксидов азота (NОx) для дизелей. Системы, применяемые на дизельных автомобилях, позволяют получить эффективность нейтрализации NОx в среднем 60 … 70%. Используемые конструкции не позволяют увеличить их эффективность выше уже достигнутой. С применением современных систем впрыскивания топлива с электронным управлением возможна реализация процесса нейтрализации оксидов азота при впрыскивании аммиака (NH3) в камеру сгорания на такте выпуска. Учитывая, что NH3 при горении может образовывать NОx, его надо подавать в цилиндр дизеля при определенных температурных условиях. Так его впрыскивание при относительно невысоких температурах (700 … 900°С) будет способствовать эффективному протеканию реакциям восстановления азота из NОx.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

14 236
Аннотация

Предлагается экспериментальная методика определения момента сил сопротивления ДВС. Эмпирическая методика определения момента сил сопротивления основана на том, что при работе двигателя без внешней нагрузки (режимы холостого хода) работа газовых сил направлена на преодоление сил сопротивления и изменение кинетической энергии подвижных деталей двигателя. Если известен момент инерции вращающихся деталей, связанных с коленчатым валом, а также массы и кинематика деталей, совершающих возвратно-поступательное и плоскопараллельное движение, то зная мгновенную угловую скорость коленчатого вала рассчитать кинетическую энергию подвижных деталей ДВС в любой момент времени. Работа сил сопротивления на некотором угловом промежутке определяется, как разность между работой газовых сил и изменением кинетической энергии подвижных деталей двигателя на этом угловом промежутке. Угловая скорость и положение коленчатого вала определяются на основании обработки сигнала штатного ДПКВ. Рассчитав изменение кинетической энергии подвижных деталей ДВС, можно найти значение действующих на них внешних крутящих моментов, одним из которых является крутящий момент от газовых сил, определение которого на основании обработки сигнала штатного ДПКВ является конечной целью работы.

На примере рядного четырехцилиндрового двигателя, описан алгоритм определения момента сил сопротивления ДВС, производится аппроксимация данных, полученных в результате двухфакторных экспериментов, полиномом третьей степени, выясняется влияние крутящего момента от газовых сил на получаемое по предложенной методике значение момента сил сопротивления ДВС.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

15 145
Аннотация

Проведено исследование с использованием программного комплекса AVL FIRE для оценки влияния основных параметров запальной порции дизельного топлива на мощность, топливную экономичность, максимальное давление цикла и вредные выбросы автомобильного газодизеля. Исследовано влияние угла опережения впрыскивания и продолжительности впрыскивания, а также доли запальной порции дизельного топлива. Представлена характеристика скорости впрыскивания запальной порции дизельного топлива, рассчитанная с использованием программы моделирования параметров топливной системы. Расчеты по модели AVL FIRE показывают, что уменьшение угла опережения впрыскивания дизельного топлива позволяет снизить выбросы оксидов азота NOx и несгоревшего метана CH4. Увеличение продолжительности впрыскивания позволяет снизить выбросы NOx и CH4 при незначительном ухудшении эффективных показателей, а уменьшение запальной порции дизельного топлива приводит к уменьшению выбросов NOx.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

16 140
Аннотация

По модели расчета 4-тактного цикла двигателя МАДИ проанализировано изменение эффективных показателей дизеля при его конвертации в газодизель и газовые двигатели, работающие на бедной и стехиометрической смесях. Показано, что при конвертации дизеля в газовый двигатель из-за снижения степени сжатия увеличиваются параметры системы наддува. Для каждого двигателя подобран оптимальный турбокомпрессор. Получено, что на номинальном режиме дизель и газодизель имеют близкий эффективный КПД, у газового двигателя на бедной смеси он снижается на 9,3%, а на стехиометрической – на 13,9%. Рассчитана стоимость дизельного топлива и природного газа за единицу выделяемой теплоты и показано, что с учетом изменения эффективного КПД на номинальном режиме по сравнению с дизелем расходы на топливо газодизеля снижаются в 2,36 раза, газового двигателя на бедной смеси – в 2,33 раза, а газового двигателя на стехиометрической смеси – в 2,21 раза.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

17 123
Аннотация

В статье рассматривается моделирование рабочего процесса дизеля Д-245, работающего на природном газе. Компьютерное моделирование проводилось с использованием отечественного CFD-модуля FlowVision. Рассмотрены все этапы построения модели: создание геометрической модели, особенности задания движения клапанов и поршня, особенности адаптации расчётной сетки и процесса горения газового топлива. Представлены результаты расчёта в форме визуализации, в численных значениях и графическом виде. Особенную ценность результаты приобретают при возможности наблюдать в реальном времени за процессами впуска, сжатия, сгорания, рабочего хода и выпуска, а также оценивать численные значения температур, давлений, скоростей и других параметров. Проведен сравнительный анализ процессов сгорания при различных коэффициентах избытка воздуха. Получены соответствующие диаграммы.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

18 179
Аннотация

Выводы, базирующиеся на анализе идеальных термодинамических циклов, имеют универсальный характер и позволяют совершенствовать ренальные силовые установки, включая и поршневые ДВС.

Так, известная зависимость эффективности термодинамического цикла Отто от степени сжатия ε экспериментально подтверждается повышением индикаторного КПД реальных двигателей с увеличением ε. Влияние степени сжатия на величину среднего давления цикла    не столь очевидно. В связи с этим представляет интерес и поиск аналитических выражений, определяющих зависимость среднего давления цикла от способа изменения величины степени сжатия.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

19 142
Аннотация

В настоящее время в качестве универсального автономного источника механической энергии для привода техники различного назначения широко используют дизели малой мощности до 10 кВт. Эффективность работы дизельного двигателя во многом определяется характеристикой системы топливоподачи. В своем большинстве, дизели малой мощности оснащаются традиционными топливными системами непосредственного действия разделённого типа с золотниковым управлением цикловой подачей топлива. Основываясь на опыте совершенствования современных транспортных дизельных двигателей, в качестве путей улучшения показателей малоразмерных дизельных двигателей можно рассматривать повышение давления впрыскивания топлива в цилиндр и использование электронного управления цикловой подачей топлива.

На основании результатов моделирования процесса топливоподачи в статье показана возможность повышения давлений впрыскивания топлива путем внедрения в топливную систему малоразмерного дизельного двигателя скоростного форсирования топливного насоса высокого давления с клапанным управлением цикловой подачей топлива.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

20 177
Аннотация

Представлены результаты экспериментального исследования средней скорости распространения пламени в основной фазе сгорания при использовании метана и бензина и при добавке водорода в эти виды топливно-воздушной смеси. Выполнена оценка изменения средней скорости распространения пламени. Получены графические зависимости средней скорости распространения пламени, показывающие различный характер их изменения для бензина и метана по составу ТВС. Максимум скорости распространения пламени для метано-воздушной и метано-водородно-воздушной смеси достигается при коэффициенте избытка воздуха, α, в районе 1,1, для бензовоздушной и бензо-водородно-воздушной смеси в области 0,85-0,9. Причём для бензина скорости пламени во всём диапазоне смеси выше.

При добавке водорода в количестве от массы 3 и 5 % для бензина, 5 и 10 % для метана скорости распространения пламени возрастают во всём диапазоне смеси с увеличением эффекта роста при обеднении смеси. Для бензовоздушной смеси добавка водорода более эффективна, чем для метана, в области α, превышающей 1,0.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса».

21 161
Аннотация

Снижение нормируемых вредных выбросов с отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является одним из направлений развития автомобильного двигателестроения. Но из-за постоянно ужесточающихся норм токсичности, производителям ДВС приходится применять более сложные системы, которые напрямую воздействуют на рабочий процесс, что позволяет снижать образование вредных выбросов в процессе сгорания. Однако разработка и применение дополнительных более сложных систем приводит к повышению затрат на изготовление и последующее обслуживание ДВС во всем жизненном цикле.

Цель исследования – проведение экспериментального исследования бензинового двигателя с непосредственным впрыскиванием топлива и использованием турбонаддува для оценки возможности снижения нормируемых вредных выбросов путем повышения давления впрыскивания и оптимизации угла опережения впрыскивания топлива (УОВТ).

Испытания проводились на измерительном динамометрическом стенде фирмы FEV, предназначенном для испытаний ДВС мощностью до 800 кВт. Достоверность полученных данных подтверждается применением современного измерительного оборудования и обработкой полученных результатов. Результатом оптимизации УОВТ и повышении давления впрыскивания топлива бензинового ДВС с непосредственным впрыскиванием топлива и турбонаддувом стало: снижение счетной концентрации взвешенных частиц во всем диапазоне работы двигателя в среднем на 42%; снижение выбросов углеводородов во всем диапазоне работы двигателя в среднем на 7,7%; выбросы оксидов азота и углерода незначительно зависят от оптимизации УОВТ и повышении давления впрыскивания. Наблюдалось снижение удельного эффективного расхода топлива на 17 % при низком крутящем моменте до 200 Нм и частоте вращения коленчатого вала до 4000 мин-1.

Физическая культура

22 148
Аннотация

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО является программно-нормативной основой физического воспитания и физической подготовленности населения с момента его образования и по настоящее время. Исторический анализ его изменений и совершенствование в различные периоды развития нашего государства имеет большое значение в понимании его важности для формирования физических и нравственных качеств людей всех возрастов, укрепления их здоровья, повышения трудовой активности и готовности к защите Родины. Особенно важен этот анализ в рамках тех изменений, которые произошли в ГТО с 23 марта 2023 года, когда введены новые ступени и скорректированы нормативы и требования. Чрезвычайно важен анализ мероприятий, проводимых по популяризации и более широкому внедрению комплекса ГТО среди всех слоев населения и особенно молодежи.

23 205
Аннотация

Многочисленные медико-биологические исследования доказывают, что и физическое развитие и физическая подготовленность непосредственно связаны со здоровьем человека, состоянием всех его систем организма и развитием физических качеств. Мониторинг параметров физического состояния важная часть процесса физического воспитания, поэтому особенно важно контролировать физическое состояние и уровень физической подготовленности у студентов специальностей «Автоматизированные системы управления» (АСУ), «Интеллектуальные транспортные системы» (ИТС), профиля «Цифровые управляющие системы» (ЦУС), у которых недостаточная двигательная активность, связанная с постоянной работой за компьютером и длительным пребыванием в сидячей позе, что нередко приводит к нарушениям  сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменениям в опорно-двигательном аппарате, в первую очередь к различным искривлениям позвоночника, застойным явлениям в малом тазу и заболеваниям желудочно-кишечного тракта. По результатам мониторинга можно дать рекомендации по улучшению физической подготовленности как самим студентам, так и преподавателям, ведущим учебные занятия по физкультуре.

Экономика и управление

24 124
Аннотация

Данная статья посвящена обзору отдельных налоговых парадоксов, которые можно наблюдать в мировой налоговой практике. Авторы в начале дают четкое определение налогов, указывают размер налоговых ставок, а далее проводят сравнение по применению их в экономике разных государств. Парадоксы, по мнению авторов, возникают в налоговых системах, как правило, тех государств, которые следует отнести скорее к богатым. Выводом таких парадоксов следует считать ненужность налогов вообще или очень низкие ставки налогов, в то время как в совсем небогатых государствах чуть ли не ежегодно пересматриваются виды имуществ, которые, по мнению руководящих органов этих стран, пытаются выдать за предметы роскоши, чтобы собрать больше налогов. 

25 116
Аннотация

Развитие малых предприятий является актуальной экономической задачей на современном этапе. Условия, в которых пришлось развиваться в последние два года, сильно ударили по финансовым возможностям существующих и потенциальных предпринимателей. За этот период серьезно изменилась структура видов деятельности, которыми занимаются субъекты малого и среднего бизнеса. Резкое ограничение в возможностях инвестирования заставляет искать новые формы, с помощью которых можно открывать или переформатировать существующие малые предприятия. Одной из таких форм следует признать инвестиционный франчайзинг.



ISSN 2409-7217 (Online)