Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск

ИСТОРИКО-ИНДУКТИВНЫЙ И ЛОГИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ В КУРСЕ ФИЗИКИ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен ретроспективный взгляд на использование методов познания – индукции и дедукции при формировании учебного курса физики, предназначенного для инженерных специальностей высших учебных заведений. Выявлены характерные черты использования индукции и дедукции как методологической базы учебных курсов физики в разные периоды развития физики и изменений в системе инженерной подготовки.

Об авторе

Александра Федоровна Смык
МАДИ
Россия
д-р физ.-мат. наук, доц.


Список литературы

1. Сапрыкин, Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы / Д.Л. Сапрыкин // Высшее образование в России. – № 1. – С. 125–137.

2. Приходько, В.М. Становление высшего автомобильно-дорожного образования в России: монография / В.М. Приходько, А.Ф. Смык. – М.: МАДИ, 2015. – 164 с.

3. Смык, А.Ф. Исторический опыт реформирования инженерного образования в России / А.Ф. Смык // Вопросы истории естествознания и техники. – 2015. – Т. 36, № 3. – С. 537–558.

4. Хвольсон, О.Д. Краткий курс физики для медиков, естественников и техников. Ч. 3. Учение о теплоте / О.Д. Хвольсон. – СПб., 1900. – 305 с.

5. Бройль, Л. де. Роль инженера в век науки / Л. де Бройль // Бройль Л. де. Избранные научные труды. Т. 4. – М.: Изд-во «ПРИНТ-АТЕЛЬЕ», 2014. – С. 336.

6. Холл, К. «Надо меньше думать об основах»: Курс теоретической физики Ландау и Лифшица в культурно-историческом контексте: пер. с англ. Н.В. Вдовиченко / К. Холл // Исследования по истории физики и механики: 2004 / отв. ред. Г.М. Идлис. – М.: Наука, 2005. – С. 156–205.

7. Бессараб, М. Ландау: Страницы жизни / М. Бессараб. – 2-е изд. – М.: Московский рабочий, 1978. – 232 с.

8. Фок, В.А. За подлинно научную советскую книгу / В.А. Фок // Социалистическая революция и наука. – 1934. – № 3. – С. 94–123.

9. Суворов, Н.К. К вопросу об учебниках по физике / Н.К. Суворов // Книга и пролетарская революция. – 1933. – № 3. – С. 76–78.

10. Материалы сессии физической группы АН СССР по вопросам преподавания физики во втузах // Известия АН. Серия Физическая. – 1937. – № 1. – С. 29.

11. Лукьянчикова, А.В. Философия инженерии: продолжение философии техники или «ответ на вызов времени» / А.В. Лукьянчикова, Т.Л. Михайлова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3 (4). – С. 583–584.

12. Михайлова, Т.Л. Вещь как текст: безмолвие вещи VS забвение мира / Т.Л. Михайлова // Антропологическая аналитика: сборник научных трудов / Нижегород. гос. техн. ун-т. – Н. Новгород, 2015. – С. 86–94.

13. Ли Бо Цун. Краткий обзор триады науки, техники и инженерии (на китайском языке) / Ли Бо Цун // Инженерные исследования: инженерия в междисциплинарном ракурсе. – Пекин, 2004. – С. 42–53.

14. Ли Бо Цун. «Мыслю, следовательно, существую» и «создаю вещи, следовательно, существую» – размышления о теории познания и инженерной философии (на китайском языке) / Ли Бо Цун // Философские исследования. – 2001. – № 1.

15. Философия науки и техники в Китае: история и современность / Бао Оу; Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Институт науки, техники и общества Университета Цинхуа. – М.: ИИЕТ РАН, 2014. – 416 c.

16. Смык, А.Ф. Ретроспективный взгляд на развитие курса физики в техническом университете / А.Ф. Смык, А.В. Пауткина // История и педагогика естествознания. – 2017. – № 2. – С. 31–33.

17. Демидова, М.Ю. Направления модернизации содержания школьного физического образования на основе результатов единого государственного экзамена и международных сравнительных исследований качества образования/ М.Ю. Демидова, В.А. Грибов // Физика в системе современного образования (ФССО-2017): материалы ХIV Междунар. науч. конф. (с. Дивноморское, 17–22 сентября 2017 г.). – Ростов н/Д: ДГТУ, 2017. – С. 337–339.

18. Кожевников, Н.М. Неклассические идеи в современном курсе общей физики / Н.М. Кожевников // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. – 2014. – № 1 (4). – С. 236–242.

19. Горелик, Г.Е. Новые слова науки – от маятника Галилея до квантовой гравитации / Г.Е. Горелик. – М.: Изд-во МЦНМО, 2013. – 176 с.

20. Кузнецов, Б.Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна в свете современной науки / Б.Г. Кузнецов. – М.: Изд. группа УРСС, 2010.

21. Эйнштейн, А. Письма к Морису Соловину / А. Эйнштейн // Эйнштейн А. Собрание научных трудов. T. IV. – М.: Наука, 1967. – С. 547–475.

22. Визгин, В.П. Чем определяется «дуга Эйнштейна» / В.П. Визгин // Эйнштейн и перспективы развития науки / отв. ред. Е.А. Мамчур. – М.: Репроникс, 2007. – С. 20–24.

23. Эйнштейн, А. Эволюция физики / А. Эйнштейн, Л. Инфельд. – М.: Наука, 1965. – С. 30.

24. Берлинер, А. Курс физики в элементарном изложении: пер. с нем.; под ред. П.Н. Беликова, Г.С. Ландсберга / А. Берлинер. – 3-е изд., знач. перераб. – М.; Л.: ГТТИ, 1933.

25. Варбург, Э. Курс опытной физики: пер. с нем. Д.Д. Хмырева / Э. Варбург. – М.; Л.: ГТТИ, 1936. – 610 с.

26. Ландсберг, Г. Рецензия на книгу Э. Гримзель. Курс физики для студентов, преподавателей и для самообразования: пер. под ред. А. Бачинского. – М.; Л.: Гос. науч.-техн. изд-во, б.г. / Г. Ландсберг // Успехи физических наук. – 1926. – Т. 6. – С.514–516.

27. Смык, А.Ф. От волн де Бройля к квантовой механике: монография / А.Ф. Смык. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МАДИ, 2016. – 228 с.

28. Бройль, Л. де. Роль любопытства, игр, воображения и интуиции в научном исследовании / Л. Бройль де // Л. Бройль де. Избранные научные труды. Т.4. – М.: Изд-во «ПРИНТ-АТЕЛЬЕ», 2014. – С. 321.

29. Бройль, Л. де. Дедукция и индукция в научном исследовании / Л. Бройль де. Избранные научные труды. Т.4. – М.: Изд-во «ПРИНТ-АТЕЛЬЕ», 2014. – С. 333.

30. Лошак, Ж. Геометризация физики: пер. с фр. / Ж. Лошак. – М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. – С. 180.

31. Курант, Р. Что такое математика? / Р. Курант, Г. Роббинс. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2001. – С. 24.


Просмотров: 234


ISSN 2409-7217 (Online)