Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск
№ 1(35) (2023)

Вопросы транспортного строительства

1 275
Аннотация

В статье описаны методы определения плотности грунта такие, как метод режущего кольца, радиационные методы, объемно-весовой и метод пробного динамического нагружения грунта. Проведен краткий сравнительный анализ этих методов контроля уплотнения грунта с целью определения из их числа наиболее точного и эффективного. Были рассмотрены различные приборные реализации рассматриваемых методов контроля, обеспечивающие максимальную точность измерений и автоматизирующие определение плотности грунтов такие, как гамма-плотномер, нейтронный индикатор влажности, жесткий штамп, денситометр. Были выбраны наиболее точные и эффективные методы из рассмотренных.

2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы

2 225
Аннотация

В данной работе авторы рассматривают проблемы температурной сегрегации асфальтобетонной смеси. Работа является актуальной потому, что неравномерный нагрев асфальтобетонной смеси сказывается на качестве вновь укладываемого дорожного покрытия. Целью работы является определение температурных параметров модернизируемого рабочего оборудования асфальтоукладчика. В работе был выполнен обзор существующего оборудования дорожно-строительных машин и выявлены их преимущества и недостатки. На основании этого авторами разработана модернизированная конструкция рабочего оборудования асфальтоукладчика, моделирующая процесс нагрева асфальтобетонной смеси, и проведен эксперимент. В ходе исследования опытным путём были определены параметры модернизированного оборудования и проведено сравнение их с параметрами существующего оборудования. Опыт проводился в реальных условиях с использованием комплекта измерительного оборудования. Было проведено три серии эксперимента по десять замеров.

3 148
Аннотация

Автогрейдер – универсальная землеройно-транспортная машина, у которой есть свои недостатки, одним из которых является неустойчивость во время работы. Данный недостаток проявляется в процессе профилирования откосов и во время уборки снега на уклонах дорог, что приводит к скатыванию машины или ее опрокидыванию. В данной статье предложен вариант повышения продольной и поперечной устойчивости автогрейдера путем установки на него нового типа колеса, позволяющего увеличить коэффициент сцепления с поверхностью. Данное колесо позволяет увеличить коэффициент сцепления с поверхностью за счет своей трансформации из стандартной круглой формы в треугольную гусеницу. Рассмотрены преимущества и недостатки нового колеса по сравнению со стандартным. Произведены расчеты предельных углов для обоих вариантов колес на разных типах поверхностей и выполнен сравнительный анализ трансформируемого колеса со стандартным, который показал эффективность разрабатываемой конструкции.

2.5.6. Технология машиностроения

4 166
Аннотация

По всему миру интенсивно используются различные машины, работу которых обеспечивает двигатель внутреннего сгорания. Одним из наиболее часто встречающихся видов износа является фрикционный износ. С целью повышения ресурса деталей машин, работающих при постоянных больших нагрузках, на их поверхности наносят защитные антифрикционные покрытия, что уменьшает время простоя техники на время ремонта и ТО. Антифрикционные покрытия могут состоять из различного множества материалов и наносятся на деталь различными способами, вследствие чего появляется необходимость в их сравнении. В данной статье проводится сравнительный анализ способов нанесения защитного антифрикционного слоя на различные детали машин и механизмов. В результате представлены преимущества и недостатки различных видов нанесения защитного покрытия.

Техносферная безопасность

5 235
Аннотация

В статье рассматривается текущие показатели безопасности пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ), а также методы защиты их жизни и здоровья в условиях дорожного движения. В последние годы данные транспортные средства набирают все большую популярность в нашей стране и число использующих их людей растет. Однако в этой связи все большей проблемой становится обеспечение их безопасности. Пользователи СИМ относятся к категории уязвимых участников дорожного движения, потому попадание в аварию оборачивается для них гораздо более серьезными последствиями, чем для автомобилистов. Причины аварий бывают субъективными и объективными. Бороться с первыми целесообразнее всего путем повышения общего уровня культуры вождения и совершенствования правил дорожного движения. Для борьбы со вторыми необходимо применять специальные инженерные решения или использовать средства индивидуальной защиты.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

6 124
Аннотация

В статье на основании анализа возраста, экологического класса и изменения требований к токсичности отработавших газов двигателей пожарных автомобилей при сертификации, – предлагается концепция обеспечения ими приемлемого экологического риска в местах применения. Концепция поддерживается теоретически и экспериментально обоснованными оригинальными техническими и технологическими решениями комплексного использования диагностики отказов (нарушения исправной работы) двигателя и его топливной системы по переменному составу отработавших газов, водно-топливных микро-эмульсий дизельного топлива, стабилизированных поверхностно-активными веществами, и окислительных нейтрализаторов блочной конструкции с платиновым катализатором. Диагностика отказов основана на эмпирических закономерностях связи критических параметров топливной системы с задымленностью и газовым составом отработавших газов. Показано, что предлагаемые решения повышают токсическую безопасность двигателей пожарных автомобилей на два экологических класса. 

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

7 147
Аннотация

Работа посвящена анализу современных мировых практик регулирования выбросов парниковых газов и нацелена на исследование возможностей их применения в России. Основные выводы состоят в том, что, во-первых, углеродное регулирование в автомобильном секторе требует комплексного подхода с учетом развития промышленного комплекса и энергетики, а также устойчивой мобильности населения. Во-вторых, использование механизмов углеродного регулирования является необходимой мерой для достижения поставленных целей по сокращению выбросов ПГ на глобальном и национальном уровнях. Выбор инструмента углеродного регулирования должен соответствовать поставленным целям по борьбе с климатическими изменениями и отражать готовность соответствующих юрисдикций, т. е. государств, субнациональных образований и международных организаций к сокращению выбросов.

2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

8 153
Аннотация

Экспериментально исследовано влияние малых добавок свободного водорода на топливную экономичность и экологические характеристики автомобильного двигателя, работающего на сжиженном углеводородном газе. Двигатель ВАЗ-11194, установленный на испытательном стенде, был оснащен газобаллонным оборудованием с распределенным впрыском сжиженного газа в ветви впускного коллектора. Водород подавался во впускной тракт двигателя перед воздушным фильтром.  Влияние добавок водорода на протекание процесса сгорания проанализировано на основе данных индицирования, выполненного с помощью датчиков-свечей фирмы Кистлер. Содержание оксида углерода и несгоревших углеводородов в отработавших газов измерялось газоанализатором АСКОН-02. 

Проведенные опыты показали, что так же как в двигателях, работающих на бензине или природном газе, малые добавки водорода слабо влияют на расход топлива и приводят главным образом к снижению выбросов токсичных компонентов с продуктами сгорания.  Наиболее существенно добавки водорода влияют на содержание в отработавших газах двигателя оксида углерода. Наличие в топливовоздушной смеси свободного водорода, обладающего высокой химической активностью, отражается на кинетике химических реакций, протекающих при горении топлива, в том числе на кинетике реакций диссоциации. Снижение при добавке свободного водорода концентрации в продуктах сгорания несгоревших углеводородов связано, в значительной мере, с уменьшением в камере сгорания двигателя объема зон гашения пламени.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

9 416
Аннотация

В наши дни наибольшее распространение среди транспортных средств (ТС) на альтернативных источниках энергии получили ТС на электротяге. В процессе эксплуатации электрокомпонентов ТС выделяется большое количество теплоты, поэтому возникает необходимость применения систем охлаждения для поддержания требуемого диапазона температур электрокомпонентов. Компьютерное моделирование позволяет проводить исследования различных процессов в автотранспортных средствах с высокой точностью при меньших материальных и временных затратах. Основная цель представленной работы заключается в повышении эффективности теплоотвода радиатора системы охлаждения при работе вентилятора за счет увеличения расхода воздуха при изменении расстояния между поверхностью радиатора и вентилятором. Приведены результаты компьютерного моделирования и натурного эксперимента по определению оптимального расстояния между радиатором и вентилятором на различных частотах вращения. В результате исследования установлено, что при удалении кожуха с вентилятором на 10 мм от радиатора по сравнению с исходной версией расход воздуха увеличился в среднем на 13%. Результаты расчетных исследований были подтверждены экспериментом.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

10 147
Аннотация

Приведены результаты исследования перспективной конструкции модуля очистки охлаждающей жидкости двигателей тяжелой транспортной техники. Разработанный модуль представляет собой участок трубопровода большого диаметра (50 мм и более), который имеет байпасный канал с установленным в нем гидроциклонных фильтром-сепаратором. По результатам компьютерного моделирования макетного варианта модуля очистки было принято решение о введении в конструкцию специальных дефлекторов особой формы перед ответвлением байпасного канала с целью принудительного направления потока жидкости в байпасную ветвь (в фильтр-сепаратор). Результаты исследования показали, что гидравлическое сопротивление модуля очень незначительно (не превышает 6 кПа при расходах 600 л/мин), что является следствием байпасной компоновки гидроциклонного фильтра-сепаратора относительно основного трубопровода. Также экспериментально определено, что улавливающая способность модуля очистки при многократном проходе жидкости через гидроциклонный фильтр-сепаратор практически приближается к 100% для тестовых частиц размером около 100 мкм при расходах 500 л/мин. Также было исследовано расчетным и экспериментальным путями влияние геометрических параметров дефлекторов в канале модуля, направляющих поток жидкости в гидроциклонный фильтр-сепаратор. Разрабатываемая конструкция модуля очистки может быть успешно применена для двигателей тяжелой транспортной техники - на магистральных тягачах, тепловозах, речных судах и др. 

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

11 187
Аннотация

Актуальным направлением достижения требуемых экологических показателей двигателей внутреннего сгорания является использование альтернативных топлив. В качестве перспективных альтернативных топлив для дизельных двигателей рассматриваются растительные масла и топлива на их основе. Для обеспечения приемлемых свойств таких биотоплив растительные масла обычно используются в смеси с нефтяным дизельным топливом. В статье исследована смесь 90% по массе нефтяного дизельного топлива и 10% подсолнечного масла. Для улучшения качества протекания рабочего процесса дизельного двигателя в это смесевое биотопливо добавлялось 1000 мг/л углеродных нанотрубок компании Timesnano (КНР). Для оценки качества распыливания этих смесей в дизельных двигателях проведено моделирование процесса распыливания упомянутых топлив в камеру постоянного объема с использованием программного комплекса Converge CFD. Результаты расчетных исследований показали, что добавление в смесь 90% нефтяного дизельного топлива и 10% подсолнечного масла углеродных нанотрубок приводит к увеличению диаметра капель распыливаемого топлива, что способствует некоторому увеличению длины струй распыливаемого топлива. Одновременно, это сопровождается небольшим увеличением угла конуса раскрытия струи. Следует отметить и лучшую испаряемость моторных топлив при добавлении в них углеродных нанотрубок. Эти эффекты обеспечивают лучшее качество процессов распыливания топлива и смесеобразования.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

12 180
Аннотация

Одним из путей расширения топливной базы для автотракторных дизельных двигателей является использование альтернативных топлив растительного происхождения. Особенно перспективным является применение топлив растительного происхождения в качестве добавок к нефтяному дизельному топливу. Моделирование рабочего процесса и, в частности процесса впрыскивания, дизелей, работающих на смесях нефтяного дизельного топлива с топливами растительного происхождения, позволяет оценить показатели двигателя на таком топливе и необходимость изменения регулировок топливной аппаратуры. Для моделирования указанных процессов требуется знать сжимаемость смесевых топлив. Проведены опыты по определению сжимаемости нефтяного дизельного топлива с пальмовым маслом. Для определения сжимаемости использован метод, основанный на измерении скорости звука в топливе, находящемся в нагнетательном трубопроводе. Исследована возможность определения сжимаемости не только на основе измерения скорости распространения волны давления, но и на основе измерения скорости распространения волны разрежения. Показано, что с увеличением давления и доли пальмового масла в смесевом топливе скорость звука растет, а сжимаемость уменьшается. Для учета указанных различий сжимаемости топлив на основе смесей пальмового масла и дизельного топлива при расчетах процессов топливоподачи в дизелях, работающих на указанных смесях, предложено аппроксимирующее уравнение для определения истинного коэффициента сжимаемости на основе полиномов второй степени.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

13 223
Аннотация

На сегодняшний день основными характеристиками поршневых двигателей остаются мощностные и динамические показатели. При этом динамические качества автомобиля в целом в значительной степени определяются формой внешней скоростной характеристики (ВСХ) двигателя. Рассмотрены возможности изменения формы ВСХ двигателя путем корректирования топливоподачи на различных режимах. Описан метод улучшения мощностных и динамических показателей путем перевода четырехтактного двигателя на работу по двухтактному циклу на режимах с низкими частотами вращения. Проведен анализ результатов расчетных исследований переходных процессов двигателей с различной формой внешней скоростной характеристики. С помощью разработанной авторами математической модели смоделирован переходный процесс разгона двигателя типа КамАЗ-740 в диапазоне частот вращения двигателя от 800 до 2200 мин-1 (увеличение скоростного режима в 2,75 раза) при корректировании топливоподачи. Показано, что увеличение подачи топлива двигателя типа КамАЗ-740 на режиме максимального крутящего момента примерно в 1,5 раза (рост коэффициента приспособляемости по крутящему моменту с 1,05 до 1,50) сокращает время разгона двигателя с 8,2 до 5,4 с (на 34%). Проведенное фирмой Ricardo моделирование разгона автомобиля с двигателем типа 2/4 Sight (переход на двухтактный цикл на максимальной нагрузке в области низкой частоты вращения) показало, что при разгоне транспортного средства с 80 до 120 км/ч (увеличение скорости автомобиля в 1,5 раза) время разгона сократилось с 8,1 до 6,7 с (на 17%) по сравнению с автомобилем со штатной комплектацией.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

14 142
Аннотация

СТАТЬЯ ОТОЗВАНА

Повышение работоспособности механизма газораспределения (МГР) с траверсой среднеоборотных дизелей имеет большое практическое значение.

Конструкция звеньев механизма должна обеспечивать как надежность работы клапанов во всем диапазоне скоростных режимов и нагрузок, встречающихся при эксплуатации двигателя, так и долговечность всех деталей без усложнения конструкции.

В статье приводятся результаты расчета элементов МГР с траверсой, даны рекомендации повышения их работоспособности. Проведен расчет напряженно-деформированного состояния (НДС) контактной пары «тарелка-сухарики-стержень клапана» среднеоборотного двигателя ЧН26,5/31.

Расчеты выполнены для клапанной группы впускных клапанов с учетом большей массы и, соответственно, больших сил инерции клапана. Проведен анализ напряженно-деформированного состояния исходного варианта конструкций сухариков, тарелки, клапана и измененных конструкций указанных деталей. В результате расчета НДС клапанной группы с измененной конструкцией сухариков и тарелки клапана получено значительное снижение максимальных напряжений с их более равномерным распределением по поверхности на режиме максимальной мощности.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

15 176
Аннотация

В работе проведен анализ и выбор методов моделирования конструкции и рабочих процессов нового бесшатунного двигателя внутреннего сгорания с кривошипно-кулисным механизмом и отключением цилиндров. Показаны некоторые результаты, полученные на данном этапе исследования. Созданные имитационные модели позволили провести предварительные исследования, отладить методологию применения модельного эксперимента, оценить протекание отдельных процессов и определить быстродействие механизма отключения цилиндров, а также внести изменения в конструкцию некоторых узлов двигателя. Наличие имитационных моделей позволяет оптимизировать параметры механизмов и систем двигателя на разных этапах проектирования. Полученные искусственные нейронные сети с высокой точностью распознают режим отключения цилиндров. Выбранный методологический подход позволяет получить имитационную модель верхнего уровня для оценки эффективности разработанного двигателя и разработки системы управления.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

16 188
Аннотация

Основными направлениями развития современного энергетического машиностроения является повышение мощностных, улучшение экономических и экологических показателей с обеспечением высокой надежности работы двигателя. Одним из основных узлов, влияющих как на надежность работы поршневого двигателя, так и на мощностные и экономические показатели является поршневая группа двигателя. В работе представлена методика проектирования юбки поршня, направленная на разработку конструкции, обеспечивающей преимущественно гидродинамический режим трения в сопряжении «юбка поршня – цилиндр». Исследования гидродинамических параметров в сопряжении выполнялись с учетом деформаций юбки поршня от гидродинамических давлений и тепловой нагрузки, а также особенностей вторичного движения юбки поршня. Проведены расчетные и экспериментальные исследования с использованием программного пакета ANSYS, разработанных авторами программ и испытательного стенда. Представлены результаты исследований, выполненные для юбки составного поршня дизеля, и предложен профиль юбки, обеспечивающий преимущественно гидродинамический режим трения в сопряжении «юбка поршня – цилиндр».

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

17 164
Аннотация

Одним из современных направлений достижения требуемых показателей токсичности отработавших газов дизельных двигателей является использование смесевых и эмульгированных биотоплив. В статье рассматриваются возможности использования в качестве топлива рапсового масла, а также эмульсии 70% рапсового масла по объему с 30% этанола. Проведены расчетные исследования течения потока этих топлив в распылителе с использованием программного комплекса Ansys Fluent. Моделировалось стационарное течение потока указанных топлив в распылителе дизельной форсунки типа ФДМ-22 производства Ногинского завода топливной аппаратуры с распылителем Алтайского завода прецизионных изделий. Распылитель имел пять распыливающих отверстий диаметром 0,35 мм. При этом давление на входе в расчетную область составляло 51,5 МПа, а противодавления – 0,1 и 8,9 МПа. Отмечено, что эмульгирование рапсового масла этанолом изменяет свойства топлива и режим кавитации в распылителе форсунки, что существенно влияет на параметры потока в распылителе. При обоих рассматриваемых противодавлениях впрыскиванию наибольшую скорость течения топлива на выходе из распыливающего отверстия имеет нефтяное дизельное топливо, среднюю – эмульсия, а наименьшую – рапсовое масло. При противодавлении 0,1 МПа наибольшая кинетическая энергия турбулентности на выходе из распыливающего отверстия отмечена для рапсового масла, средняя – для эмульсии, а наименьшая – для дизельного топлива. При противодавлении 8,9 МПа кинетическая энергия турбулентности у трех рассматриваемых топлив оказалась соизмеримой, но ее наибольшее значение отмечено для рапсового масла.

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

18 184
Аннотация

В статье представлены результаты научного исследования, направленного на изучение вопроса по рациональному регулированию автомобильных силовых установок гибридного типа, содержащих ДВС и электрические машины. Авторами предложены частные и комплексные критерии для оценки эффективности рабочего процесса как на стационарных, так и в комплексе неустановившихся режимов работы гибридных силовых установок (ГСУ). Разработана соответствующая методика численного моделирования рабочего процесса. Составлены математические модели характеристик агрегатов, включая частичную скоростную характеристику ДВС, механические характеристики электрических машин и характеристику дифференциального распределителя. Предложена методика оптимизации режимных параметров ГСУ для заданного режима движения автомобильного транспортного средства (АТС). В качестве примера, для серийной ГСУ P610 АТС Toyota Prius 2015 модельного года, проведена оценка эффективности рабочего процесса в заданных условиях движения: произведен расчет основных свойств, предложены рекомендуемые значения величин коэффициентов использования мощности каждого из двигателей, приведены рекомендации по выбору режимов работы ГСУ и её компонентов.

2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

19 176
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы принципиального изменения в подходах к планированию городских транспортных систем. Анализируются причины недостаточной эффективности решений, принимаемых в рамках городской транспортной политики. Приводится критика традиционного транспортного планирования, ориентированного на улучшение мобильности. Отмечается, что «доступность», как цель формирования городской среды может быть обеспечена не только за счет совершенствования транспортной системы, но также за счет совершенствования землепользования и градостроительных решений, изменения в способах предоставления услуг в таких сферах, как торговля, здравоохранение, образование и т.д. Рассматриваются вопросы количественной оценки доступности в городской среде. Даётся описание подходов к формированию количественных показателей доступности, которые могут использоваться при градостроительном и транспортном планировании. Предложен комплексный показатель доступности на основе использования гравитационной модели транспортного поведения с включением в него функции импеданса, учитывающей оценки качества услуг различных видов городского транспорта.

2.9.9. Логистические транспортные системы

Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции

«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»

20 184
Аннотация

Анализ проблемы адаптации цепей поставок в современной среде показывает необходимость изменения в использовании принципов безопасности и отказоустойчивости систем, трансформации моделей и систем управления цепями поставок (УЦП) в сторону баланса между надежностью и гибкостью, между эффективностью и сложностью. Целью статьи является формулирование новых принципов и методов проактивного управления организацией по критерию «приемлемого риска» на всех этапах жизненного цикла как единого целого. В статье исследованы новые методы формирования интегрированной методологи УЦП, как сложной организационно-технической системы (СОТС), на основе инжиниринга предприятия, комплексно-архитектурного подхода, прогноза рисков и проактивного управления в среде высокой неопределенности. Масштаб управления и прогноза рисков должен быть распространен на всю интегрированную логистическую цепь (ИЛЦ), включая эксплуатацию объектов. Сформированы принципы и новые практики отказоустойчивости цепи поставок на основе взаимодействия стандартных архитектур с процессами организации, программой обеспечения непрерывности бизнес-процессов, что обеспечивает снижение уровня угроз и потерь.

Вопросы инженерной педагогики

21 162
Аннотация

Аннотация. В 2020 г. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) приступил к выполнению проекта «Эффективная модель подготовки преподавателей технических дисциплин с целью получения сертификата «Международный преподаватель инженерного ВУЗа» – «ING-PAED IGIP» в статусе Федеральной инновационной площадки. Разработка модели должна учитывать имеющийся в стране опыт педагогического образования специалистов технического профиля. В статье выявляются особенности инженерно-педагогического и профессионально-педагогического образования, а также инженерной педагогики. На основе проведенного анализа делаются выводы, которые должны быть приняты во внимание при разработке модели педагогической подготовки преподавателей технических вузов.

22 404
Аннотация

Цель статьи заключается в выявлении особенностей учебной деятельности студентов первого курса технического университета при изучении дисциплины «Физика». В статье проанализированы результаты промежуточных аттестаций (экзаменов) студентов по данной дисциплине, а также результаты повторных промежуточных аттестаций и комиссий в 2021-2022 учебном году. Оценка результатов освоения курса физики говорит о критическом состоянии, выражающемся в растущем количестве неуспевающих и, как следствие, отчисленных студентов. Представлены результаты сравнения экзаменационных оценок студентов по дисциплине «Физика» с результатами входного тестирования, проведенного в начале обучения (сентябрь 2021 года). Отмечена заметная корреляция между двумя результатами. Рассмотрено сравнение результатов двух входных тестирований по физике, проведенных в сентябре 2021 г. и сентябре 2022 г. Отмечена резкая неоднородность начальной подготовки по физике в учебных группах, которая является критической для качества преподавания дисциплины (модуля). В целях сохранности контингента обучающихся вуз должен использовать возможность проведения адаптационных занятий по физике.

23 115
Аннотация

В статье обозначается специфика формирования морально-нравственных основ личности будущего инженера, которая включает в себя, прежде всего, гуманитарную и социальную ответственность за деятельность в рамках своей профессии. Также выделяется роль технических университетов как организатора различных мероприятий, так и созидателя культурно-образовательной среды, способствующей пониманию студентами своей ответственности перед обществом и осознанию современных социальных рисков.

Экономика и управление

24 127
Аннотация

В статье показано, как развивался процесс стагнации мировой экономики в XXI веке, а также проанализированы принятые меры государственной поддержки для восстановления экономики и обеспечения стабильного экономического роста. Рост мировой экономики 2010–2019 гг. сменился стагнацией в 2020 году. Пандемия COVID-19, ухудшение отношений между Китаем и США, возникновение политического кризиса на Ближнем Востоке и Brexit вызвали сокращение объема торговли и инвестиций. На основе анализа макроэкономических показателей стран Европы и Японии авторы полагают, что вековая стагнация – это устойчивый тренд снижения реальной процентной ставки, который приводит к постоянному разрыву ВВП и медленному экономическому росту. Наиболее эффективным способом борьбы с вековой стагнацией является увеличение совокупного спроса. Фискальная политика может стимулировать экономику за счет значительных государственных расходов, инклюзивных социальных программ и борьбы с экономическим неравенством. Доказано, что приближение к потенциальному выпуску невозможно достичь в период вековой стагнации. Закономерным итогом исследования явился вывод о том, что для сокращения периода стагнации необходимо разработать государственную программу, использующую инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. 

25 220
Аннотация

В данной статье приведены результаты исследования в области ценовой политики на международных рынках. Многие фирмы хотели бы стать участниками торгового процесса на международных рынках. Но здесь уместно вспомнить поговорку: «Хочется, но колется». Даже если Ваш товар или услуга отменного качества и Вы могли бы продать их, успешность сделки будет зависеть и от других факторов и в первую очередь от ценовой политики. Ценовая политика – это целая наука. В статье авторы рассмотрели факторы, которые оказывают влияние на ценообразование. Это политические, экономические, социальные, технологические факторы. Помимо указанных факторов необходимо ещё уметь выстраивать стратегию ценообразования. Они могут быть: эконом и премиум; проникновение или низкая цена; скимминг; ценообразование конкурентов; предельная стоимость. И ещё один момент, по мнению авторов, крайне важный – психология ценообразования. В заключение авторы делают вывод, что цена продукции зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.



ISSN 2409-7217 (Online)