Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск
№ 4(26) (2020)

Автомобильный транспорт 

Рецензент: Н.И. Баурова, д-р техн. наук, проф., МАДИ

1 313
Аннотация

В статье приводятся результаты натурных испытаний автомобилей, проводимых с целью выявления значений изменения угла крена в зависимости от увеличения массы транспортных средств, фиксируемых посредством сенсорных частей смартфона. Произведена обработка полученных данных посредством программного комплекса MATLAB.

Рецензент: А.П. Болдин, д-р техн. наук, проф., МАДИ

2 578
Аннотация

Рассмотрены существующие методы определения долговечности узлов автомобиля. Предложена методика и реализация определения долговечности узлов автомобиля на стадии проектирования с использованием имитационного моделирования в Matlab/Simulink, выявления связей нагрузки и напряжения в 3-D модели в NASTRAN/ANSYS и обработки данных по методу дождя с помощью программ на C/C++ на примере долговечности картера моста.

Рецензент: Н.И. Баурова, д-р техн. наук, проф., МАДИ
3 322
Аннотация
При проектировочных и поверочных расчётах автотранспортных средств часто возникает необходимость определить положение центра тяжести. Продольная координата центра тяжести оказывает существенное влияние на плавность хода и управляемость. Высота центра тяжести влияет на продольную устойчивость при движении на спуск и поперечную устойчивость при криволинейном движении или по косогору. Расчёт перераспределения нормальных реакций на колёсах при торможении и определение коэффициента сцепления в режиме реального времени требует учёта одновременно продольной и вертикальной координат центра тяжести. Точное определение центра тяжести проводится путём испытаний на стенде для оценки статической устойчивости по стандартизированной методике. Однако экспериментальное определение центра тяжести часто представляется затруднительным, особенно на стадии проектирования или в учебном процессе. Цель настоящего исследования заключалась в разработке методики по определению центра тяжести колёсной машины на основе справочных данных и проверке её адекватности. Предложенная автором методика построена на гипотезе, что центр тяжести каждого массового элемента автотранспортного средства находится в его геометрическом центре, который определяется по габаритному или компоновочному чертежу, наложенному на координатную сетку. При этом полная и снаряжённая масса автотранспортного средства, а также массы его агрегатов определяются по справочнику. Адекватность предложенной методики подтверждена путём сравнения полученных расчётных координат центра тяжести с экспериментальными значениями. Разработанная методика может быть использована в учебном процессе, при проектировочных и поверочных расчётах автотранспортных средств, в том числе специального назначения, а также в алгоритмах систем активной безопасности и беспилотных транспортных средств.

Рецензент: А.П. Павлов, канд. техн.наук, доц., МАДИ

4 202
Аннотация

В представленной статье рассматриваются вопросы возможного направления решения серьезной проблемы обеспечения парковочным пространством в условиях центральной части мегаполиса на примере г. Москва. Рассматриваемая проблема является актуальной не только для городов с многомиллионным населением, но и для городов имеющих миллион жителей или несколько больше, в особенности, если принципы формирования дорожной сети и условий расположения городских строений формировались, как правило, 300-400 лет назад. Это и предопределило рассматриваемую проблему, так как в те далекие времена вопросов с парковкой индивидуального транспорта практически не возникало и загруженность узких дорог даже при тех условиях практически отсутствовала.

Рецензент: Н.И. Баурова, д-р техн. наук, проф. МАДИ

5 213
Аннотация

Статья посвящена исследованию увеличения выбросов оксида и диоксида углерода (СО и СО2) во время простоя автомобиля перед светофором. Приводятся результаты дорожного испытания с измерением с помощью смартфона и диагностического сканера скорости автомобиля и расхода топлива, а результаты расчета расхода воздуха, количества продуктов сгорания и интенсивность выбросов СО и СО2. Предлагается экологическая оценка степени повышения выброса вышеуказанных веществ путем сравнения интенсивности выбросов во время простоя автомобиля перед светофором и средней интенсивности выбросов во время движения в городском цикле, а также путем сравнения полученных результатов с нормами Евро-5. Проведенное исследование показывает, что выбросы вредных веществ в зонах светофорного регулирования увеличиваются и не укладываются в действующие нормы, что доказывает отрицательное влияние на окружающую среду значительных простоев автомобилей перед светофорами.

Вопросы транспортного строительства 

Рецензент: Ю.Э. Васильев, д-р техн. наук, проф. МАДИ
6 256
Аннотация
Территория Российской Федерации характеризуется значительными различиями условий промерзания грунтов. Проектирование как жёстких, так и нежёстких дорожных одежд выполняется по различным нормативным документам, но проверка их на сопротивление морозному пучению унифицирована. Существующий подход к проверке дорожной одежды на морозоустойчивость является сильно сокращённым вариантом расчёта по ранее действовавшим нормативным документам. Кроме того, при расчёте дорожных одежд для районов с сезонным промерзанием конструкции более 2,0 м получаются некорректные результаты, выражающиеся в сокращении требуемой толщины дорожной одежды (морозозащитного слоя) по сравнению со случаями с меньшей глубиной промерзания. В статье описаны различия в проверке на морозоустойчивость по ранее действовавшей и современной нормативной методике проектирования дорожных одежд, приведён анализ результатов, получаемых при расчёте дорожных одежд по современной нормативной методике, и даны предложения по устранению недостатков при расчёте по критерию морозной устойчивости для обеспечения более надёжных и достоверных проектных решений.
Рецензент: В.В. Силкин, канд. техн. наук, проф., МАДИ
7 294
Аннотация

Статья посвящена поиску методов снижения сегрегации асфальтобетонной смеси. При долгой перевозке происходит температурное и фракционное расслоение асфальтобетона, что резко снижает качество устраиваемого слоя дорожной одежды. Перед авторами стояла задача по оценке различных добавок к асфальтобетону и сравнению их воздействия на входящий в состав смеси битум БНД 60/90. Были проведены испытания по оценке влияния энергосберегающих добавок («ДАД-та», «АЗОЛ-1007», «АМДОР») на характеристики битума, а также на физико-механические свойства образцов из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси (ЩМА-20). Была выбрана наиболее эффективная добавка, которая способствовала максимальному увеличению диапазона рабочих температур битума. Далее проводились испытания кернов, отобранных из слоя стандартной щебеночно-мастичной смеси и смеси с энергосберегающей добавкой, взятых с пробного участка. Экспериментально доказано, что при использовании предлагаемой добавки можно снизить температуру укладки, предупредить негативные последствия температурной сегрегации, а следовательно, увеличить плечо транспортировки смеси без потери ее качества.

Рецензент: С.С. Мордвин, канд. техн.наук, доц., МАДИ
8 241
Аннотация

Статья посвящена поиску методов прогнозирования появления отраженных трещин на асфальтобетонных покрытиях жестких дорожных одежд. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации, межремонтные сроки для нежестких дорожных одежд были увеличены с 12 до 24 лет, для жестких дорожных одежд межремонтные сроки остались прежними. Однако, на некоторых дорогах, в том числе на Р-22 (М6) «Каспий» существуют цементобетонные покрытия, перекрытые слоями асфальтобетона, совместная работа данных материалов под транспортными нагрузками сопряжена с рядом сложностей. Практика показала, что подобные типы дорожной одежды зачастую требуют более частого ремонта, одна из основных причин этого – появление отраженных трещин. Перед авторами стояла задача создать методику, с помощью которой можно было бы предвидеть интенсивность трещинообразования. Был проведен анализ данных многолетних наблюдений за участками автомобильной дороги Р-22 (М6) «Каспий» по оценке интенсивности образования отражённых трещин. На основе проведенного анализа представлены предварительные математические модели количественного трещинообразования.

Рецензент: Э.В. Котлярский, д-р. техн.наук, проф., МАДИ
9 234
Аннотация

Для оценки работоспособности автомобильной дороги наиболее эффективно использовать единый критерий, определяемый на основании разнородных показателей, долгое время им оставался коэффициент расчетной скорости. Однако, в недавно введенных нормах по диагностике автомобильных дорог ОДМ 218.4.039-2018 данный метод оценки транспортно-эксплуатационного состояния не предусмотрен, что, по мнению авторов, требует переработки данного документа. В статье заявлено, что внедрение принципа определения коэффициента расчетной скорости согласно международному индексу ровности IRI позволит актуализировать отмененный документ ОДН 218.0.006-2002 и с высокой эффективностью комплексно оценивать состояние автомобильной дороги. Авторами были проведены натурные исследования влияния продольной ровности дороги, измеренной профилометрической установкой, на скорость движения легкового автомобиля. Предложена модель для определения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости по показателю продольной ровности, оцениваемому международным индексом IRI.

Транспортная техника 

Рецензент: А.Ф. Смык, д-р физ.-мат. наук, проф., МАДИ
10 188
Аннотация

Дефекты, наблюдаемые при технологических процессах производства полимерных деталей, достаточно частое явление. Это - трещины, расслоения, поры. Одними из самых распространенных являются дефекты с низкой степенью отверждения полимера. Они оказывают влияние на физико-механические характеристики полимера, снижается теплопроводность, сопротивление материала к действию агрессивных сред. Наличие дефектов такого рода ведет к изменению характера разрушения материала при статическом и усталостном динамическом нагружении.

Новый метод оценки качества полимерных материалов и определения наличия дефектов с помощью инфракрасной термографии был предложен на кафедре ПРАДМ МАДИ. Этот метод неразрушающего контроля является бесконтактным. Авторы исследовали образцы полимеров, помещенных в магнитное поле, с помощью тепловизора Testo-875-1i, работа которого основана на получении теплового изображения в инфракрасной области спектра.

Другая сторона научного исследования - это явление кавитации в гидроузлах автомобиля. Кавитация приводит к падению динамических характеристик гидропривода, уменьшается производительность и точность работы гидроузла автомобиля.  Авторы изучили факторы, влияющие на интенсивность кавитации, динамику появления зон кавитации, методы борьбы с кавитацией.

Техносферная безопасность 

Рецензент: В.В. Сильянов, д-р техн. наук, проф., МАДИ
11 192
Аннотация

Рассматриваются возможности использования скоростных велосипедных магистралей для повышения связности существующей на территории города Москвы велосипедной сети. Внедрение велосипедных магистралей позволит связать между собой особо охраняемые природные территории, зоны отдыха, туристические и предпринимательские маршруты, а также изолированные участки велосипедной сети в микрорайонах. Приводится существующая схема велосипедной сети в городе Москве, а также представлены перспективные схемы скоростных велосипедных маршрутов разной протяженности и определены для них значения показателя связности. Рассмотрены категории велосипедных дорог, использующихся в Москве в настоящее время, изложены требования к существующей велосипедной инфраструктуре в соответствии с СП 396.2325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования». Приведены основные требования к скоростным велосипедным магистралям в соответствии с рекомендациями по управлению мобильностью.

Логистика на транспорте 

Рецензент: М.А. Кузьмина, канд техн. наук, доц., КубГТУ

12 213
Аннотация

В настоящее время наиболее актуальной проблемой при реализации фермерами произведенной продукции является транспортировка и условия хранения. Издержки, возникающие на этапе транспортировки и хранения, связаны с частичной или полной утратой произведенной продукции. При этом фермеры несут значительные убытки, а на рынках увеличивается цена сельхозпродукции. Развитие фермерства можно активизировать путем решения транспортной проблемы, а именно   создания системы транспортно-логистических центров. В данной статье проведены исследования проблем, возникающих у фермеров на этапе транспортировки и хранения сельхозпродукции, анализ увеличения объемов производства и уровня развития транспортно-логистических центров в Краснодарском крае. На примере Курганинского района проведены расчеты и сравнение технико-экономических показателей работы транспорта, затрат на перевозку при существующем способе доставки и через транспортно-логистический центр. В результате расчетов установлено, что при внедрении транспортно-логистического центра затраты на транспортировку сельхозпродукции снижаются в среднем на 25 %.

Экономика и управление 

Рецензент: М.А. Жидкова, канд. экон. наук, доц., МАДИ
13 213
Аннотация

Научная статья «Актуальные аспекты цифровой экономики в логистической работе» посвящена исследованию актуальных аспектов цифровой экономики. Особое внимание авторы уделили раскрытию понимания определения цифровой экономики и её требований. В публикации приводятся проблемы и перспективы развития цифровой экономики на примере сферы логистики. Авторы обращают внимание на такие цифровые методы, которые позволили бы ускорить и качественно улучшить транспортный процесс через использование единой платформы взаимодействия между перевозчиками, так называемые, облачные платформы; блокчейн; электронное управление цепями поставок; интернет вещей, с целью исключить «человеческий фактор» из ценообщественных и экономических процессов; большие данные. Использование этих методов позволит повысить финансовый результат работы компаний. Статья подводит некоторые положительные итоги формирования цифровой экономики на уровне общества; производства; технологий.

Рецензент: М.А. Жидкова, канд. экон. наук, доц., МАДИ

14 235
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы аудита объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и поиску путей решения этих проблем. В статье дан анализ существующего положения на рынке аудита ОИС, были даны определения ОИС, приведено объяснение, почему ОИС нельзя полностью отождествлять с нематериальными активами. Главной проблемой при проведении аудита ОИС является отсутствие момента регистрации такого объекта в организации. Авторы обращают на это внимание. По их мнению, аудит ОИС должен начинаться с выяснения факта регистрации и постановки такого объекта на балансовый учет в организации. Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» ОИС следует, тем не менее, учитывать как нематериальные активы. В статье приводятся условия включения ОИС в нематериальные активы. Авторы отличают растущий спрос на услуги аудита ОИС. В статье рассмотрены этапы проведения такого аудита, он делится на общий аудит, событийный и целевой. Проблемой аудита ОИС, по мнению авторов, также является отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров этого профиля. Данная проблема ещё мало изучена и требует её дальнейшего изучения.

Рецензент: М.А. Жидкова, канд. экон. наук, доц., МАДИ

15 204
Аннотация

Рассмотрены интеграционные процессы в экономике и тенденции консолидации капитала, возникающие в ходе создания новых компаний и развития рынка сделок слияний и поглощений (M&A). Исследован механизм объединения компаний, выявлены особенности проведения сделок слияний и поглощений в условиях экономической неопределенности. Обозначены семь волн M&A, причины их возникновения и спада, проанализирована динамика развития мирового и российского рынков слияний и поглощений. Определены перспективы и направления дальнейшего развития российского рынка слияний и поглощений. Закономерным итогом исследования явился вывод о необходимости интеграционного взаимодействия компаний для обеспечения их экономической устойчивости и конкурентоспособности.

Инженерное образование 

Рецензент: В.И. Соловьев, канд. техн.наук, доц., МАДИ

16 202
Аннотация
В статье исследованы и изложены вопросы создания и функционирования оборонно-промышленного (военно-промышленного) комплекса России в досоветский, советский и постсоветский периоды развития страны. Исследованы подходы к формированию и управлению оборонно-промышленным комплексом довоенного периода, его организационная структура, взаимосвязь с не оборонными отраслями промышленности и предприятиями, включенными в состав мобилизационного резерва, обеспечивающего их ускоренное дооборудование и ввод в действие для выпуска военной продукции в условиях мобилизационного развертывания РККА и РКВМФ и ведения военных действий. Проанализированы сравнительные количественные показатели работы военно-промышленного комплекса СССР и стран гитлеровской коалиции в военной время, подходы к его реорганизации в интересах расширения ассортимента и объемов производства продукции гражданского назначения в послевоенный период, а также последствия и условия функционирования после распада СССР. В выводах обобщены результаты исследований, свидетельствующие о важной роли и месте оборонно-промышленного комплекса в социально-экономическом развитии страны.
Рецензент: Л.Г. Петрова, – д-р техн. наук, проф., МАДИ
17 194
Аннотация

В статье рассматриваются промежуточные итоги адаптации будущих инженеров, студентов технических вузов, к первой волне пандемического кризиса, связанного с Ковид-19. Основанием для обсуждения адаптационных трудностей послужила статья одного из авторов, опубликованная в электронном журнале «Автомобиль. Дорога. Инфраструктура» (№ 2, 2020). Промежуточные итоги сформулированы на базе представлений и понимании возможностей более эффективной и успешной адаптации самими студентами. Пристальное внимание уделено, прежде всего, особенностям приспособления к обязательной форме дистанционного обучения студентов.

Рецензент: В.И. Соловьев, канд. техн.наук, доц., МАДИ

18 174
Аннотация
Предметом исследования является авиастроительная отрасль российского оборонно-промышленного комплекса. В статье с использованием системного подхода исследовано влияние авиастроительной отрасли оборонно-промышленного комплекса на развитие экономики страны и осуществляемого в ней широкого спектра приоритетных направлений государственной политики в области авиационной деятельности.  Раскрыты цели, задачи и результаты выполнения государственных программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» и «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Проанализированы основные структурные элементы (подпрограммы) государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», свидетельствующие о комплексном охвате инновационным развитием всех системообразующих составляющих авиационной отрасли (самолетостроения, в том числе малой авиации, вертолетостроения, авиационного двигителестроения, агрегатостроения и приборостроения), ожидаемыми результатами выполнения которых предусматривается выпуск основного ассортиментного ряда высокотехнологичной авиационной продукции военного, гражданского и двойного назначения, широко востребованной и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках и способствующей успешному развитию российской экономики.


ISSN 2409-7217 (Online)