Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Аннотация

В статье проанализированы особенности самореализации студентов инженерного вуза с точки зрения гендерного и аксиологического подходов. В эмпирическом исследовании были использованы анкета ценностей, разработанная М.Г. Роговым (в адаптации И.М. Городецкой) и методика САМОАЛ – диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина). Были выявлены различия в ценностной сфере и в особенностях самореализации юношей и девушек, обусловленные гендерными идентификационными моделями и гендерными ролями. Однако эти различия менее существенны, чем предполагалось. Делается вывод о наличии специфики самореализации юношей и девушек в инженерной профессии, связанной и гендерно-обусловленной системой ценностей личности.

Об авторах

Инна Михайловна Городецкая
КНИТУ
Россия
канд. психол. наук, доц.


Фарида Тагировна Шагеева
КНИТУ
Россия
д-р пед. наук, проф.


Список литературы

1. Сатыбалдина Н.К., Бершимбаева З.Б. Влияние гендерной идентичности на выбор профессии // Вестник КазНУ. 2009. № 3. С. 38–46.

2. Geary D.C. (2009) Male, Female: The Evolution of Human Sex Differences. Washtington, D.C.: American Psychological Association.

3. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях: Профессионально-личностный аспект: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. СПб., 1998. 294 с.

4. E. McArdle. The freedom to say 'no'. // Boston.com. URL: http://www.boston.com/bostonglobe/ideas/articles/2008/05/18/the_freedom_to_say_no/?page=full

5. Шакуров Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М., 1994. С. 45–67.

6. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом: учебное пособие для педвузов. М.: Магистр, 1995. 184 с.

7. Рогов М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. Казань: КГТУ, 1998. 155 с.

8. Ильин Е.П. Пол и гендер. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 688 с.

9. Абраменкова В.В. Полоролевая дифференциация и сексологизация детской субкультуры, или горький вкус запретного плода // Мир психологии. 2000. № 1. С. 143–154.

10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: АИСТ, 2002. 433 c.


Рецензия

Просмотров: 507


ISSN 2409-7217 (Online)