Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск

О РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИИ КАЧЕСТВА ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ МИНОБОРОНЫ РОССИИ

Полный текст:

Аннотация

В период становления высшей военной школы Минобороны России главной задачей военных учебных центров является рост качества военной подготовки студентов. Решение требует переключения с методологии как учения о методе на методологию как учение об организации деятельности, на разработку и внедрение методик комплексной подготовки офицеров, сержантов, рядовых запаса с использованием комплексных тактико-специальных учебных задач. В период становления растёт влияние фактора личности, что требует переходить от педагогоцентрированного к студентоцентрированному подходу. С использованием психодиагностики и корреляционного анализа исследовано влияние фактора социальных взаимосвязей студентов, обучающихся в военном учебном центре при МАДИ по программам офицеров и сержантов запаса. Достоверность и обоснованность результатов проверена с применением корреляционного анализа и гипотезы о связях между варьирующими признаками центров при МАДИ и НИУ ВШЭ (2018 г.), военных кафедр при вгузах Петербурга (2004 г.). Установлено, единая база комплектования ‒ условие для роста качества военной подготовки студентов, обучающихся по программам офицеров и сержантов запаса. Нормы и ценностные установки личности оказывают доминирующее влияние на их социальные связи. Осознанный выбор военной подготовки актуализирует качества личности: дисциплинированность, расширение кругозора, получение навыка руководителя, приобретение опыта работы с людьми, развитие состояния гражданской позиции ‒ патриотизма. Состояние сплочённости учебной группы является фактором воспитания личности исходя из ценностных ориентаций и ценностей, присущих офицерам и сержантам запаса. Выявлено влияние факторов статуса и дохода при принятии студентами решения о службе по контракту теми, кто не задумывался над вопросом о призыве в вооружённые силы. Продемонстрировано влияние деятельности профессорско-преподавательского состава на мировоззрение студентов: около трети студентов, обучающихся по программам офицеров запаса и около четверти ‒ сержантов запаса, формируют своё отношение к профессии военного в процессе военной подготовки (отношение улучшилось). У студентов МАДИ отмечается высокая готовность к защите Отечества, к призыву в армию, более высокий интерес к военной подготовке, но менее выражена уверенность в себе, способность защитить нормы поведения, что требует воспитательная работа, которая опирается на данные полученные при систематическом изучении их психологического состояния, сплочённости учебных групп.

Об авторе

Александр Николаевич Овечкин
МАДИ
Россия
д-р воен. наук, проф.


Список литературы

1. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. ‒ М.: «Эгвес», 2002. – 225 с.

2. Овечкин, А.Н. О методологии качества военной подготовки студентов в периоды зарождения и становления высшей военной школы Минобороны России / А.Н. Овечкин // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – № 1 (15). – С. 28.

3. Овечкин, А.Н. Научно-практические основы отечественной высшей военной школы: монография / А.Н. Овечкин. – М.: МАДИ, 2017. ‒ 419 с.

4. Овечкин, А.Н. Высшая военно-морская школа тактического уровня / А.Н. Овечкин // Морской Сборник. – 2018. – № 8. – С. 66‒72.

5. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ponyatie-socialnyh-svya-zey.html

6. Овечкин, А.Н. Материалы социально-педагогического исследования студентов военных кафедр при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) и Национальном университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) (2017/2018 учебный год) / А.Н. Овечкин, В.В. Гаврюхов. ‒ М.: ВА РВСН, 2018. ‒ 325 с.

7. Руденко, А.В. Проблемы социальной адаптации студентов военных кафедр и офицеров, призванных из запаса к военно-профессиональной деятельности / А.В. Руденко // Материалы межотраслевой НПК «Проблема и пути решения задач подготовки инженерных кадров для обороннопромышленного комплекса и Вооружённых Сил Российской Федерации» 18‒19 ноября 2004 г. ‒ СПб.: ГОУ ВПО БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, 2004. – С. 18‒28.

8. Разработка методологии научного проектирования концепции военно-морского образования в условиях изменяющейся политической, социальной и экономической обстановки, структуры кадровых потребностей ВМФ в период военной реформы: отчёт о НИР (окончат.) / Главкомат ВМФ; рук. Овечкин А.Н. – 2001. ‒ 400 с.

9. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. ‒ М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2017. ‒ 352 с.

10. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования ‒ программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».


Просмотров: 44


ISSN 2409-7217 (Online)