Исследование ключевых факторов академической успешности по физике в инженерном образовании
Аннотация
Современное инженерное образование требует постоянного мониторинга качества усвоения знаний. Анализ успеваемости студентов является важным инструментом в выявлении пробелов в знаниях и принятии мер по их устранению. В данной статье представлен анализ входного тестирования и промежуточной аттестации студентов, а также рассмотрены изменения в учебных программах по дисциплине «Физика» в техническом университете МАДИ за последние годы. Отдельное внимание уделено пропедевтическому курсу как инструменту академической адаптации. Сделаны выводы о снижении учебной нагрузки и усложнении начального этапа обучения курса физики.
В статье приведены данные об успеваемости студентов в 2024/25 учебном году по дисциплине «Физика» (специалитет: направления подготовки 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений», 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» и 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения»; бакалавриат: направление подготовки 08.03.01 «Строительство»); а также проанализировано изменение часов в Рабочих программах дисциплины «Физика», выделенных на изучение курса физики для данных направлений подготовки.
Об авторах
Александра Федоровна СмыкРоссия
д-р физ.-мат. наук, проф.
Елена Анатольевна Гусева
Россия
канд. физ.-мат. наук, доц.
Список литературы
1. Путин, В.В. Встреча с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнерами 21 сентября 2022 года. Великий Новгород. – Официальный сайт Президента России. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69396.
2. Фундаментальные основы успеха и престижа отечественного инженерного образования / А. И. Рудской, С. В. Кабышев, А. И. Боровков [и др.] // Высшее образование в России. – 2025. – Т. 34, № 1. – С. 9-29. – DOI 10.31992/0869-3617-2025-34-1-9-29. – EDN LPGCRP.
3. Тестов, В. А. Трансдисциплинарная роль физико-математических дисциплин в современном естественно-научном и инженерном образовании / В. А. Тестов, Е. А. Перминов // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 7. – С. 14-43. – DOI 10.17853/1994-5639-2023-7-14-43. – EDN ZJHRWV.
4. Козлов, С. И. Роль физики в инженерном образовании / С. И. Козлов // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. – 2015. – № 1(14). – С. 56-60. – EDN VJJLIL.
5. Похолков, Ю. П. Инженерное образование России: проблемы и решения. Концепция развития инженерного образования в современных условиях / Ю. П. Похолков // Инженерное образование. – 2021. – № 30. – С. 96-107. – DOI 10.54835/18102883_2021_30_9. – EDN VIRXFQ.
6. Анализ масштаба и причин отсева студентов в техническом университете / А. Ф. Смык, В. И. Прусова, Л. Л. Зиманов, А. А. Солнцев // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 6. – С. 52-62. – DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-6-52-62. – EDN MFLTMU.
7. Смык, А. Ф. Компьютерное тестирование как средство повышения качества образования по физике / А. Ф. Смык, Е. А. Гусева // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2015. – № 1(40). – С. 3-8. – EDN TKOZIX.
8. Гусева, Е. А. Компьютерное тестирование для анализа качества обучения по физике / Е. А. Гусева, А. Ф. Смык // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2017. – № 4(14). – С. 10. – EDN YMMQJH.
9. Смык, А. Ф. Повышение качества подготовки по физике в техническом университете / А. Ф. Смык, Е. А. Гусева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2019. – № 2. – С. 83-95. – DOI 10.18384/2310-7219-2019-2-83-95. – EDN GLGIDI.
10. Смык, А. Ф. Совершенствование системы контроля знаний по физике студентов технического университета / А. Ф. Смык, Е. А. Гусева, Е. А. Форш // Физическое образование в ВУЗах. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 40-56. – DOI 10.54965/16093143_2021_27_4_40. – EDN VPXOWU.
11. Коробцов, А. С. Качество инженерного образования: лозунги и реальность / А. С. Коробцов // Инженерное образование. – 2020. – № 27. – С. 27-36. – EDN RYDZZE.
12. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024689666 Российская Федерация. «Программа для контроля уровня знаний студентов по физике (Физика МАДИ)» : заявл. 09.12.2024 : опубл. 09.12.2024 / И. А. Артемьев, Е. А. Гусева, А. Ф. Смык [и др.] ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет ». – EDN MBXPJA.
13. Зырянова, И. М. Психолого-педагогические проблемы организации учебной деятельности студентов первого курса инженерного вуза / И. М. Зырянова // Инновационная наука. – 2022. – № 3-2. – С. 87-90. – EDN ZROESK.
14. Смык, А. Ф. Сохранить нельзя отчислить / А. Ф. Смык, Е. А. Гусева, Е. А. Форш // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2023. – № 1(35). – EDN HAVORL.
15. Купавцев, А. В. Проблема отчисления студентов в современном вузе / А. В. Купавцев // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2021. – № 9. – С. 55-65. – DOI 10.20339/AM.09-21.055. – EDN UXQCXA.
16. Степанов, С. А. Критерии оценки уровня мотивации студентов к процессу инженерного образования / С. А. Степанов // Инженерное образование. – 2022. – № 31. – С. 37-45. – DOI 10.54835/18102883_2022_31_4. – EDN AGIFRO.
17. Веремчук, А. С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения / А. С. Веремчук // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 2. – С. 34-38. – EDN AJYYFF.
18. Овчаренко, А. Г. Повышение роли мотивации в инженерном образовании / А. Г. Овчаренко // Инженерное образование. – 2023. – № 33. – С. 7-14. – DOI 10.54835/18102883_2023_33_1. – EDN JQRSJY.
Рецензия
Рецензент: А.Н. Соловьев, д-р пед. наук, проф., МАДИ