Определение центра масс легкового автомобиля ВАЗ-21713
Аннотация
Тормозная эффективность является одним из важнейших эксплуатационных свойств для любого транспортного средства. На двухосный легковой автомобиль при торможении на горизонтальной поверхности действуют сила тяжести и противодействующие ей вертикальные реакции в точках контакта колёс с опорной поверхностью, искусственное сопротивление движению, то есть тормозные усилия, сила аэродинамического сопротивления, сила сопротивления качению, трение в ступичных подшипниках, а также сила инерции, противодействующая суммарной силе сопротивления. При торможении на уклоне к перечисленным силам добавляется продольная составляющая от силы тяжести. Под действием силы инерции происходит перераспределение вертикальных реакций в сторону передней оси, которое в значительной степени зависит от расположения центра масс автомобиля. При наличии паспортных данных продольная координата центра масс элементарно определяется, исходя из распределения полной и снаряжённой массы по осям, однако для легкового автомобиля ВАЗ-21713 с кузовом типа «универсал» такие данные отсутствовали. Поэтому авторами было принято решение установить соотношение веса между передней и задней осями экспериментально-расчётным методом. Высота центра масс была определена расчётным методом с элементами твердотельного трёхмерного моделирования на основе массово-габаритных характеристик отдельных узлов и агрегатов. При этом принималось допущение, что центр тяжести каждого массового элемента автотранспортного средства находится в его геометрическом центре. Полученные координаты центра масс автомобиля позволили провести проектировочный расчёт тормозных механизмов и поверочный расчёт тормозной эффективности.
Об авторах
Михаил Павлович МалиновскийРоссия
канд. техн. наук, доц.
Андрей Анатольевич Фёдоров
Россия
Ст. преподаватель
Александр Николаевич Альбицкий
Россия
студент
Список литературы
1. Кармышов, Д.Д. Исследование и разработка технологий по подготовке двигателей Российского производства к спортивным соревнованиям легковых автомобилей в классе Touring / Д.Д. Кармышов, В.А. Зенченко // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сборник научных трудов, посвященный 85-летию кафедры ЭАТиС МАДИ, по материалам 79-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. – 2021. – С. 152-158. – EDN: FPPFTK.
2. Пути увеличения мощности двигателя ВАЗ-21126, их влияние на ресурс и ремонтопригодность / А.И. Блудилин, В.В. Блудилина, В.Г. Дыгало, Л.В. Дыгало // Результаты современных научных исследований и разработок: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. – 2017. – С. 28-36. – EDN: YOHSDX.
3. Автоматизация стендовых калибровочных испытаний автомобильного двигателя внутреннего сгорания / Евдонин Е.С., Душкин П.В., Кузьмин А.И., Ховренок С.С., Кремнев В.В. // Труды НАМИ. – 2021. – № 4 (287). – С. 12-21. – EDN: WAAIDG.
4. Эколого-энергетическая эффективность пассажирских услуг в мегаполисе / А.А. Чеботаев, Д.Б. Ефименко, А.М. Ивахненко, В.В. Ошорова // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 4. – С. 7-14. – EDN: VSWXGJ.
5. Артемова, И.В. Новые нормы расхода ГСМ / И.В. Артемова // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. – 2016. – № 1 (134). – С. 66-72. – EDN: VJNDWL.
6. Мадеев, В.Д. Электронные блоки управления двигателями современных автомобилей / В.Д. Мадеев, И.В. Лазута // Техника и технологии строительства. – 2016. – № 3 (7). – С. 16-22. – EDN: XILBPV.
7. Влияние аэродинамики на скоростные показатели автомобиля / Д.О. Ситников, А. Исабаев, Д.О. Чернышев, А.П. Пупышев // Техника и технология транспорта. – 2023. – № 1 (28). – EDN: RHXTGJ.
8. Определение сцепных характеристик шипованных шин с уводом / А.М. Иванов, С.Р. Кристальный, Н.В. Попов, В.А. Фомичёв // Журнал автомобильных инженеров. – 2017. – № 6 (107). – С. 14-21. – EDN: YUVUDH.
9. Кристальный, С.Р. Метод определения коэффициента сцепления при испытаниях антиблокировочных систем легковых автомобилей / С.Р. Кристальный, Н.В. Попов, В.А. Фомичев // Автотранспортное предприятие. – 2014. – № 6. – С. 50-53. – EDN: SFKETD.
10. Измерительный комплекс для определения эффективности действия электронных систем контроля устойчивости автомобилей / С.Р. Кристальный, М.А. Топорков, В.А. Фомичев, Н.В. Попов // Автотранспортное предприятие. – 2015. – № 6. – С. 37-41. – EDN: TVOSLV.
11. Иванов, А.М. Использование прогнозирования коэффициента сцепления шин с опорной поверхностью для повышения эффективности действия опережающих систем экстренного торможения / А.М. Иванов, С.Р. Кристальный, М.А. Топорков // Автомобильная промышленность. – 2018. – № 2. – С. 17-21. – EDN: XMHTBZ.
12. Малиновский, М.П. Расчёт давления на дорожное покрытие при торможении грузового автотранспорта в соответствии с действующим законодательством / М.П. Малиновский, А.А. Фотиади // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2022. – № 4 (71). – С. 76-86. – EDN: SJHLVL.
13. Миронова, В.В. Динамические процессы автомобиля при наезде на ступенчатое препятствие / В.В. Миронова // Грузовик. – 2016. – № 11. – С. 20-26. – EDN: XIPFQR.
14. Кристальный, С.Р. Влияние жесткости кузова на управляемость колесных транспортных средств / С.Р. Кристальный, Н.В. Попов // Автотранспортное предприятие. – 2007. – № 9. – С. 46-49. – EDN: KWUYSP.
15. Додонов, Б.М. Управление курсовым движением автомобиля по направляющей точке / Б.М. Додонов, В.И. Кольцов, И.А. Долгов // Вестник Удмуртского университета. Математика. Механика. Компьютерные науки. – 2009. – № 4. – С. 45-61. – EDN: KYTADX.
16. Малиновский, М.П. Учёт бортовыми средствами дифферента подрессоренных масс транспортного средства при определении его загрузки / М.П. Малиновский // Автомобильная промышленность. – 2022. – № 10. – С. 18-23. – EDN: DBRYIW.
17. Суходоля, А.В. Электромеханический компенсатор крена высокоскоростного автомобиля / А.В. Суходоля, В.В. Гулый, Д.Д. Соколов // Транспортное дело России. – 2023. – № 3. – С. 164-166. – EDN: BYPAWF.
18. Фролов, В.Г. Стенд для обкатки коробок передач легковых переднеприводных автомобилей / В.Г. Фролов, И.А. Сергеев // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2018. – № 3 (29). – С. 62-66. – EDN: YQFAHB.
19. Гаевский, В.В. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Теория эксплуатационных свойств АТС» / В.В. Гаевский, А.М. Иванов. – М.: МАДИ, 2013. – 53 с.
Рецензия
Рецензент: В.В. Гаевский, д-р техн. наук, проф., МАДИ