Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск
№ 3(37) (2023)

2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели

1 190
Аннотация

Представлены результаты разработки комплексного алгоритма управления топливным насосом высокого давления (ТНВД) аккумуляторной топливной системы типа Common Rail. Особенность алгоритма – использование прогнозирующей модели и функции адаптации, работающих совместно с ПИД-регулятором. Прогнозирующая модель упрощенно описывает рабочий процесс гидравлического аккумулятора, за счёт чего уточняет работу ПИД-регулятора. Функция адаптации представляет собой механизм машинного обучения, позволяющий собирать и использовать статистику работы ПИД-регулятора. В статье приводятся только краткие сведения о функции адаптации. Данный алгоритм управления является новым и позволяет улучшить качество переходных процессов, оказывающих значительное влияние на экологические показатели дизеля. При этом именно сегодня, когда появилась высокопроизводительная микропроцессорная техника, открылась возможность реализации комплексных алгоритмов управления. В связи с этим данный материал актуален и может быть полезен для специалистов по управлению рабочим процессом ДВС. Работоспособность алгоритма проверена экспериментально. Дополнительно в работе приводится информация об испытательном стенде и его автоматике, сделанной при технической поддержке Производственного объединения ОВЕН.

2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы

2 220
Аннотация

В статье, исходя из общепризнанной необходимости решения вопросов учета условий технической эксплуатации различной техники, дан анализ классификации условий эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта. Рассмотрены особенности классификации условий эксплуатации дорожно-строительных машин, выявлены причины отсутствия в настоящее время стандартной методики решения этой задачи.

В статье впервые предложена методика классификации условий эксплуатации фронтальных погрузчиков. Методы классификации базируются на методических разработках авторов и экспериментальном материале, полученном в результате эксплуатационных наблюдений за партией машин из 47 фронтальных погрузчиков. По характеру работы погрузчиков были выделены шесть отраслей, в которых условия работы машин отличались дальностью транспортировки грузов, высотой их подъема и другими факторами. В результате дисперсионного анализа шесть отраслей были преобразованы в три категории условий эксплуатации погрузчиков.

Обработка полученных экспериментально выборок наработок фронтальных погрузчиков на отказ в разных категориях условий эксплуатации позволила установить параметры закона распределения Вейбулла, на основе которых были получены зависимости нормируемых показателей технической эксплуатации погрузчиков от влияющих факторов и основаны коэффициенты корректирования нормативов для рассматриваемых категорий условий эксплуатации. В заключение была проведена оценка точности и достоверности полученных результатов. Разработанная методика дала положительные результаты применительно к фронтальным погрузчикам и может быть рекомендована для классификации условий эксплуатации и корректирования нормативов технической эксплуатации других дорожно-строительных машин.

3 118
Аннотация

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты первого приближения модульной технологии укладки асфальтобетонных покрытий, рассмотрены сравнения технологий асфальтоукладки и предложены конструктивные исполнения модулей машин для скоростного строительства дорог и их методики взаимодействия с базовыми машинами и асфальтобетонной смесью. В предлагаемой статье были проанализированы все преимущества и недостатки использования модульной системы укладки асфальтобетонных покрытий и обозначены проблемы для дальнейшего усовершенствования модулей системы для скоростного строительства асфальтобетонных покрытий.

4 455
Аннотация

Тормозная эффективность является одним из важнейших эксплуатационных свойств для любого транспортного средства. На двухосный легковой автомобиль при торможении на горизонтальной поверхности действуют сила тяжести и противодействующие ей вертикальные реакции в точках контакта колёс с опорной поверхностью, искусственное сопротивление движению, то есть тормозные усилия, сила аэродинамического сопротивления, сила сопротивления качению, трение в ступичных подшипниках, а также сила инерции, противодействующая суммарной силе сопротивления. При торможении на уклоне к перечисленным силам добавляется продольная составляющая от силы тяжести. Под действием силы инерции происходит перераспределение вертикальных реакций в сторону передней оси, которое в значительной степени зависит от расположения центра масс автомобиля. При наличии паспортных данных продольная координата центра масс элементарно определяется, исходя из распределения полной и снаряжённой массы по осям, однако для легкового автомобиля ВАЗ-21713 с кузовом типа «универсал» такие данные отсутствовали. Поэтому авторами было принято решение установить соотношение веса между передней и задней осями экспериментально-расчётным методом. Высота центра масс была определена расчётным методом с элементами твердотельного трёхмерного моделирования на основе массово-габаритных характеристик отдельных узлов и агрегатов. При этом принималось допущение, что центр тяжести каждого массового элемента автотранспортного средства находится в его геометрическом центре. Полученные координаты центра масс автомобиля позволили провести проектировочный расчёт тормозных механизмов и поверочный расчёт тормозной эффективности. 

5 144
Аннотация

В статье рассматриваются методы оценки конструктивно-технологической однородности гидравлических молотов, необходимость в которых возникает при технологической подготовке многономенклатурного производства. В комплексе работ технологов стандартами единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП) предусмотрена конструктивно-технологическая классификация, включающая систематизацию изделий по основным признакам как конструктивного, так и технологического подобия. Классификация изделий является первым этапом по созданию унифицированных технологических процессов.

В отличие от других этапов ТПП, эти работы не имеют формализованного методического обеспечения, а базируются на опыте и интуиции специалистов. В статье сделана попытка количественной оценки свойства конструктивно-технологической однородности изделий. Предложенный авторами коэффициент конструктивно-технологической однородности изделий позволяет оценить целесообразность расширения номенклатуры продукции с учетом применения унифицированных технологических процессов. Показано, что известный коэффициент приведения изделий по трудоемкости является частным случаем предложенного в данной статье коэффициента, когда конструктивно-технологическая однородность изделий не учитывается.

Значения коэффициентов конструктивно-технологической однородности были рассчитаны для наиболее распространенных моделей отечественных гидравлических молотов на основе фактических данных действующего производства. Научная новизна представленных результатов состоит в том, что авторами предложена и обоснована количественная оценка свойства конструктивно-технологической однородности изделий, что способствует методическому обеспечению наиболее сложного этапа ТПП – классификации изделий по признакам конструктивного и технологического подобия.

6 193
Аннотация

В статье впервые рассмотрены отличительные особенности назначения, характеристики состава и основного производственного оборудования подвижной автомобильной ремонтной мастерской ПАРМ-1АМ. Показаны преимущества ПАРМ-1АМ по составу и возможностям ремонта и эвакуации, раскрыты ее основные характеристики в части производственного оборудования мастерской, в сопоставлении с подвижной автомобильной ремонтной мастерской ПАРМ-1М. Рассматриваются составные части ПАРМ-1АМ, из которых можно выделить МРС-АМ2, МРМ-М4, МТО-АМ2, МТП-А2М, АТ-1М и другое оборудование. Приведены изменения ПАРМ-1АМ по сравнению с ПАРМ-1М. Сделан вывод о том, что современные подвижные ремонтные комплексы позволяют выполнить ремонт различной сложности за небольшие промежутки времени. Статья рекомендована для военных специалистов, а также для всех, интересующихся современными методами военной подготовки и разработки техники, а также работой ремонтных комплексов.

7 116
Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты возможности практического применения модульной технологии укладки асфальтобетонных покрытий с применением бункера модуля перегружателя. Рассмотрен производственный цикл во время работы модуля, а также конструктивные решения, которые могут позволить модулю-перегружателю стать универсальной машиной для скоростного строительства дорог и методики их взаимодействия с базовыми машинами и асфальтобетонной смесью.

В статье предлагается комплексный подход для решения таких проблем, как включение в дорожно-строительный комплект новой строительной машины, являющейся бункерным модульным перегружателем, с обеспечением требуемой рабочей температуры асфальтобетонной смеси, а при необходимости дополнительного её подогрева. Эффективность работоспособности машины состоит в возможности минимизации температурной и фракционной сегрегации, что обеспечивает увеличение сроков её хранения до применения, а также механического перемешивания и перемещения горячей асфальтобетонной смеси из автосамосвала в асфальтоукладчик.

2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы

8 289
Аннотация

В условиях постоянного роста автомобилизации прослеживается прямо пропорциональный спрос на альтернативный вид транспорта, с помощью которого можно совершать поездки на короткие расстояния быстрее и дешевле. В связи с этим, с 2018 по 2022 год произошло повышение спроса на краткосрочную аренду средств индивидуальной мобильности. Причина стремительного роста рынка заключается в первую очередь в том, что электросамокаты оказались удобнее велосипедов. В настоящее время сервис кикшеринга активно развивается во всех городах Российской Федерации, что требует изучения всех аспектов использования средств индивидуальной мобильности. В крупных городах наблюдается увеличение спроса на электросамокаты, как на полноценный вид транспорта. Рост популярности средств индивидуальной мобильности связан с целым рядом факторов, в том числе с развитием инфраструктуры в крупных городах. В статье приведен анализ развития кикшеринга в РФ, рассмотрены вопросы, связанные с безопасностью, и описаны перспективы использования средств индивидуальной мобильности в городской среде. Также в статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка шеринга электросамокатов, и возможности развития данного сегмента бизнеса.

Вопросы транспортного строительства

9 166
Аннотация

Актуальным вопросом в дорожной отрасли является применение местных грунтов при строительстве дорог высокой категории. Укрепление и стабилизация грунтов рабочего слоя земляного полотна позволят обеспечить требуемые межремонтные сроки службы дорожных одежд. Отсутствие расчётных характеристик стабилизированных грунтов для расчёта нежестких дорожных одежд в действующих нормах во многом сдерживает применение их в рабочем слое земляного полотна.

Средства индивидуальной мобильности

10 115
Аннотация

В статье рассматривается возможность использовать результаты социологических опросов населения в сфере решения задач по развитию велосипедного движения в городах. Велосипед имеет много преимуществ по сравнению с автомобилем. Однако существующие транспортные системы не приспособлены к их практическому использованию. Для того, чтобы развивать велосипедное движение, надо внести серьезные изменения в сферу городского транспортного планирования. Для этого надо знать транспортные предпочтения местного населения. Простым и эффективным способом добиться этого являются социологические опросы. Комплексный вариант такого опроса разработан специалистами МАДИ. Он включает в себя десять блоков, из которых три последних предназначены для определения приоритетных по мнению людей задач в сфере развития велотранспортной инфраструктуры, лучших мест для размещения велопарковок и станций общественного велопроката (велошеринга). Анализ результатов данного опроса, полученных в 2022 и 2023 годах, показал, во-первых, высокую степень сходимости, а во-вторых, то, что большинство жителей Москвы в целом положительно относятся к проблеме развития велосипедного движения. В то же время, по итогам анализа было сформулировано восемь тезисов о том, какие мероприятия следует организовать для ускорения данного процесса. В заключение следует отметить, что поставленные автором цели достигнуты, и возможность использовать результаты социологических опросов в сфере транспортного планирования доказана.

Инженерное образование

11 107
Аннотация

Рассматривается возможность использования аппаратно-программного лабораторного стенда (АПЛС) для исследования электрических элементов электрооборудования автомобилей и других электрифицированных объектов в высших и средних учебных заведениях.  Целью такого использования является определение основных параметров и характеристик элементов, исследование зависимостей параметров от релевантных факторов, а также диагностика и обнаружение неисправностей компонентов электрооборудования.

Особенностью АПЛС является высокий уровень автоматизации и возможность управления ими с помощью компьютера, что позволяет выполнять лабораторные исследования с большей самостоятельностью при минимальном участии преподавателей и лаборантов. Кроме того, использование компьютера в АПЛС позволяет хранить и обрабатывать экспериментальные данные, строить временные диаграммы, набирать статистику и строить графики зависимостей.

12 108
Аннотация

В статье представлен краткий обзор публикаций по цифровым технологиям и методам инженерного творчества, которые востребованы в инженерной деятельности и в учебном процессе технических университетов: системы автоматизированного проектирования, инженерных расчетов, анализа и имитации физических процессов на производстве. В технических университетах изучаются также программы для автоматизации технологических процессов, для управления данными о производимом техническом объекте и регулировании процессов его изготовления, для отражения и хранения информации о ресурсах производства и, в целом, о продукции данного предприятия. Важным элементом обучения инженеров является овладение 3D и BIM моделированием, технологиями Big Data и Blockchain. Приведены примеры студенческих проектов МАДИ и АГЗ МЧС, при выполнении которых применялись методы инженерного творчества и цифровые технологии, например, курс «Основы инженерного творчества» в МАДИ, активное обучение: дискуссии, мозговой штурм, создание и разбор кейсов, а также цифровое моделирование, системы «искусственный интеллект», «база данных».

Вопросы инженерной педагогики

13 97
Аннотация

Методологическими основаниями для изучения опыта проведения учебной практики в технических вузах стали мировоззренческие и идеологические составляющие процесса организации воспитательной работы. Авторы статьи методом контент-анализа исследовали эссе, подготовленные студентами после посещения Государственного исторического музея, по следующим параметрам: понравилась ли идея посещения музея во время прохождения практики; отношению к музею и к истории нашей страны; чувство патриотизма; эпохи и экспонаты, а также понимание обучающимися современных проблем социально-исторического процесса.



ISSN 2409-7217 (Online)