2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели
Представлены результаты разработки комплексного алгоритма управления топливным насосом высокого давления (ТНВД) аккумуляторной топливной системы типа Common Rail. Особенность алгоритма – использование прогнозирующей модели и функции адаптации, работающих совместно с ПИД-регулятором. Прогнозирующая модель упрощенно описывает рабочий процесс гидравлического аккумулятора, за счёт чего уточняет работу ПИД-регулятора. Функция адаптации представляет собой механизм машинного обучения, позволяющий собирать и использовать статистику работы ПИД-регулятора. В статье приводятся только краткие сведения о функции адаптации. Данный алгоритм управления является новым и позволяет улучшить качество переходных процессов, оказывающих значительное влияние на экологические показатели дизеля. При этом именно сегодня, когда появилась высокопроизводительная микропроцессорная техника, открылась возможность реализации комплексных алгоритмов управления. В связи с этим данный материал актуален и может быть полезен для специалистов по управлению рабочим процессом ДВС. Работоспособность алгоритма проверена экспериментально. Дополнительно в работе приводится информация об испытательном стенде и его автоматике, сделанной при технической поддержке Производственного объединения ОВЕН.
2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы
В статье, исходя из общепризнанной необходимости решения вопросов учета условий технической эксплуатации различной техники, дан анализ классификации условий эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта. Рассмотрены особенности классификации условий эксплуатации дорожно-строительных машин, выявлены причины отсутствия в настоящее время стандартной методики решения этой задачи.
В статье впервые предложена методика классификации условий эксплуатации фронтальных погрузчиков. Методы классификации базируются на методических разработках авторов и экспериментальном материале, полученном в результате эксплуатационных наблюдений за партией машин из 47 фронтальных погрузчиков. По характеру работы погрузчиков были выделены шесть отраслей, в которых условия работы машин отличались дальностью транспортировки грузов, высотой их подъема и другими факторами. В результате дисперсионного анализа шесть отраслей были преобразованы в три категории условий эксплуатации погрузчиков.
Обработка полученных экспериментально выборок наработок фронтальных погрузчиков на отказ в разных категориях условий эксплуатации позволила установить параметры закона распределения Вейбулла, на основе которых были получены зависимости нормируемых показателей технической эксплуатации погрузчиков от влияющих факторов и основаны коэффициенты корректирования нормативов для рассматриваемых категорий условий эксплуатации. В заключение была проведена оценка точности и достоверности полученных результатов. Разработанная методика дала положительные результаты применительно к фронтальным погрузчикам и может быть рекомендована для классификации условий эксплуатации и корректирования нормативов технической эксплуатации других дорожно-строительных машин.
В данной статье рассмотрены теоретические аспекты первого приближения модульной технологии укладки асфальтобетонных покрытий, рассмотрены сравнения технологий асфальтоукладки и предложены конструктивные исполнения модулей машин для скоростного строительства дорог и их методики взаимодействия с базовыми машинами и асфальтобетонной смесью. В предлагаемой статье были проанализированы все преимущества и недостатки использования модульной системы укладки асфальтобетонных покрытий и обозначены проблемы для дальнейшего усовершенствования модулей системы для скоростного строительства асфальтобетонных покрытий.
Тормозная эффективность является одним из важнейших эксплуатационных свойств для любого транспортного средства. На двухосный легковой автомобиль при торможении на горизонтальной поверхности действуют сила тяжести и противодействующие ей вертикальные реакции в точках контакта колёс с опорной поверхностью, искусственное сопротивление движению, то есть тормозные усилия, сила аэродинамического сопротивления, сила сопротивления качению, трение в ступичных подшипниках, а также сила инерции, противодействующая суммарной силе сопротивления. При торможении на уклоне к перечисленным силам добавляется продольная составляющая от силы тяжести. Под действием силы инерции происходит перераспределение вертикальных реакций в сторону передней оси, которое в значительной степени зависит от расположения центра масс автомобиля. При наличии паспортных данных продольная координата центра масс элементарно определяется, исходя из распределения полной и снаряжённой массы по осям, однако для легкового автомобиля ВАЗ-21713 с кузовом типа «универсал» такие данные отсутствовали. Поэтому авторами было принято решение установить соотношение веса между передней и задней осями экспериментально-расчётным методом. Высота центра масс была определена расчётным методом с элементами твердотельного трёхмерного моделирования на основе массово-габаритных характеристик отдельных узлов и агрегатов. При этом принималось допущение, что центр тяжести каждого массового элемента автотранспортного средства находится в его геометрическом центре. Полученные координаты центра масс автомобиля позволили провести проектировочный расчёт тормозных механизмов и поверочный расчёт тормозной эффективности.
В статье рассматриваются методы оценки конструктивно-технологической однородности гидравлических молотов, необходимость в которых возникает при технологической подготовке многономенклатурного производства. В комплексе работ технологов стандартами единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП) предусмотрена конструктивно-технологическая классификация, включающая систематизацию изделий по основным признакам как конструктивного, так и технологического подобия. Классификация изделий является первым этапом по созданию унифицированных технологических процессов.
В отличие от других этапов ТПП, эти работы не имеют формализованного методического обеспечения, а базируются на опыте и интуиции специалистов. В статье сделана попытка количественной оценки свойства конструктивно-технологической однородности изделий. Предложенный авторами коэффициент конструктивно-технологической однородности изделий позволяет оценить целесообразность расширения номенклатуры продукции с учетом применения унифицированных технологических процессов. Показано, что известный коэффициент приведения изделий по трудоемкости является частным случаем предложенного в данной статье коэффициента, когда конструктивно-технологическая однородность изделий не учитывается.
Значения коэффициентов конструктивно-технологической однородности были рассчитаны для наиболее распространенных моделей отечественных гидравлических молотов на основе фактических данных действующего производства. Научная новизна представленных результатов состоит в том, что авторами предложена и обоснована количественная оценка свойства конструктивно-технологической однородности изделий, что способствует методическому обеспечению наиболее сложного этапа ТПП – классификации изделий по признакам конструктивного и технологического подобия.
В статье впервые рассмотрены отличительные особенности назначения, характеристики состава и основного производственного оборудования подвижной автомобильной ремонтной мастерской ПАРМ-1АМ. Показаны преимущества ПАРМ-1АМ по составу и возможностям ремонта и эвакуации, раскрыты ее основные характеристики в части производственного оборудования мастерской, в сопоставлении с подвижной автомобильной ремонтной мастерской ПАРМ-1М. Рассматриваются составные части ПАРМ-1АМ, из которых можно выделить МРС-АМ2, МРМ-М4, МТО-АМ2, МТП-А2М, АТ-1М и другое оборудование. Приведены изменения ПАРМ-1АМ по сравнению с ПАРМ-1М. Сделан вывод о том, что современные подвижные ремонтные комплексы позволяют выполнить ремонт различной сложности за небольшие промежутки времени. Статья рекомендована для военных специалистов, а также для всех, интересующихся современными методами военной подготовки и разработки техники, а также работой ремонтных комплексов.
В статье рассмотрены теоретические аспекты возможности практического применения модульной технологии укладки асфальтобетонных покрытий с применением бункера модуля перегружателя. Рассмотрен производственный цикл во время работы модуля, а также конструктивные решения, которые могут позволить модулю-перегружателю стать универсальной машиной для скоростного строительства дорог и методики их взаимодействия с базовыми машинами и асфальтобетонной смесью.
В статье предлагается комплексный подход для решения таких проблем, как включение в дорожно-строительный комплект новой строительной машины, являющейся бункерным модульным перегружателем, с обеспечением требуемой рабочей температуры асфальтобетонной смеси, а при необходимости дополнительного её подогрева. Эффективность работоспособности машины состоит в возможности минимизации температурной и фракционной сегрегации, что обеспечивает увеличение сроков её хранения до применения, а также механического перемешивания и перемещения горячей асфальтобетонной смеси из автосамосвала в асфальтоукладчик.
2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы
В условиях постоянного роста автомобилизации прослеживается прямо пропорциональный спрос на альтернативный вид транспорта, с помощью которого можно совершать поездки на короткие расстояния быстрее и дешевле. В связи с этим, с 2018 по 2022 год произошло повышение спроса на краткосрочную аренду средств индивидуальной мобильности. Причина стремительного роста рынка заключается в первую очередь в том, что электросамокаты оказались удобнее велосипедов. В настоящее время сервис кикшеринга активно развивается во всех городах Российской Федерации, что требует изучения всех аспектов использования средств индивидуальной мобильности. В крупных городах наблюдается увеличение спроса на электросамокаты, как на полноценный вид транспорта. Рост популярности средств индивидуальной мобильности связан с целым рядом факторов, в том числе с развитием инфраструктуры в крупных городах. В статье приведен анализ развития кикшеринга в РФ, рассмотрены вопросы, связанные с безопасностью, и описаны перспективы использования средств индивидуальной мобильности в городской среде. Также в статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка шеринга электросамокатов, и возможности развития данного сегмента бизнеса.
Вопросы транспортного строительства
Актуальным вопросом в дорожной отрасли является применение местных грунтов при строительстве дорог высокой категории. Укрепление и стабилизация грунтов рабочего слоя земляного полотна позволят обеспечить требуемые межремонтные сроки службы дорожных одежд. Отсутствие расчётных характеристик стабилизированных грунтов для расчёта нежестких дорожных одежд в действующих нормах во многом сдерживает применение их в рабочем слое земляного полотна.
Средства индивидуальной мобильности
В статье рассматривается возможность использовать результаты социологических опросов населения в сфере решения задач по развитию велосипедного движения в городах. Велосипед имеет много преимуществ по сравнению с автомобилем. Однако существующие транспортные системы не приспособлены к их практическому использованию. Для того, чтобы развивать велосипедное движение, надо внести серьезные изменения в сферу городского транспортного планирования. Для этого надо знать транспортные предпочтения местного населения. Простым и эффективным способом добиться этого являются социологические опросы. Комплексный вариант такого опроса разработан специалистами МАДИ. Он включает в себя десять блоков, из которых три последних предназначены для определения приоритетных по мнению людей задач в сфере развития велотранспортной инфраструктуры, лучших мест для размещения велопарковок и станций общественного велопроката (велошеринга). Анализ результатов данного опроса, полученных в 2022 и 2023 годах, показал, во-первых, высокую степень сходимости, а во-вторых, то, что большинство жителей Москвы в целом положительно относятся к проблеме развития велосипедного движения. В то же время, по итогам анализа было сформулировано восемь тезисов о том, какие мероприятия следует организовать для ускорения данного процесса. В заключение следует отметить, что поставленные автором цели достигнуты, и возможность использовать результаты социологических опросов в сфере транспортного планирования доказана.
Инженерное образование
Рассматривается возможность использования аппаратно-программного лабораторного стенда (АПЛС) для исследования электрических элементов электрооборудования автомобилей и других электрифицированных объектов в высших и средних учебных заведениях. Целью такого использования является определение основных параметров и характеристик элементов, исследование зависимостей параметров от релевантных факторов, а также диагностика и обнаружение неисправностей компонентов электрооборудования.
Особенностью АПЛС является высокий уровень автоматизации и возможность управления ими с помощью компьютера, что позволяет выполнять лабораторные исследования с большей самостоятельностью при минимальном участии преподавателей и лаборантов. Кроме того, использование компьютера в АПЛС позволяет хранить и обрабатывать экспериментальные данные, строить временные диаграммы, набирать статистику и строить графики зависимостей.
В статье представлен краткий обзор публикаций по цифровым технологиям и методам инженерного творчества, которые востребованы в инженерной деятельности и в учебном процессе технических университетов: системы автоматизированного проектирования, инженерных расчетов, анализа и имитации физических процессов на производстве. В технических университетах изучаются также программы для автоматизации технологических процессов, для управления данными о производимом техническом объекте и регулировании процессов его изготовления, для отражения и хранения информации о ресурсах производства и, в целом, о продукции данного предприятия. Важным элементом обучения инженеров является овладение 3D и BIM моделированием, технологиями Big Data и Blockchain. Приведены примеры студенческих проектов МАДИ и АГЗ МЧС, при выполнении которых применялись методы инженерного творчества и цифровые технологии, например, курс «Основы инженерного творчества» в МАДИ, активное обучение: дискуссии, мозговой штурм, создание и разбор кейсов, а также цифровое моделирование, системы «искусственный интеллект», «база данных».
Вопросы инженерной педагогики
Методологическими основаниями для изучения опыта проведения учебной практики в технических вузах стали мировоззренческие и идеологические составляющие процесса организации воспитательной работы. Авторы статьи методом контент-анализа исследовали эссе, подготовленные студентами после посещения Государственного исторического музея, по следующим параметрам: понравилась ли идея посещения музея во время прохождения практики; отношению к музею и к истории нашей страны; чувство патриотизма; эпохи и экспонаты, а также понимание обучающимися современных проблем социально-исторического процесса.