Цифровые технологии в научно-техническом творчестве и инженерном образовании
Аннотация
В статье представлен краткий обзор публикаций по цифровым технологиям и методам инженерного творчества, которые востребованы в инженерной деятельности и в учебном процессе технических университетов: системы автоматизированного проектирования, инженерных расчетов, анализа и имитации физических процессов на производстве. В технических университетах изучаются также программы для автоматизации технологических процессов, для управления данными о производимом техническом объекте и регулировании процессов его изготовления, для отражения и хранения информации о ресурсах производства и, в целом, о продукции данного предприятия. Важным элементом обучения инженеров является овладение 3D и BIM моделированием, технологиями Big Data и Blockchain. Приведены примеры студенческих проектов МАДИ и АГЗ МЧС, при выполнении которых применялись методы инженерного творчества и цифровые технологии, например, курс «Основы инженерного творчества» в МАДИ, активное обучение: дискуссии, мозговой штурм, создание и разбор кейсов, а также цифровое моделирование, системы «искусственный интеллект», «база данных».
Об авторах
Татьяна Михайловна ТкачеваРоссия
канд. физ.-мат. наук, доц.
Нина Владимировна Чечеткина
Россия
канд. пед. наук, доц.
Список литературы
1. Митев, И.С. CAD системы – обзор наиболее популярных САПР на российском рынке / И. С. Митев, К. К. Шестопалов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 1(23). – С. 8.
2. Исследование и разработка конструкции сборочного узла кузова автомобиля с использованием CAD/CAE систем / А.И. Пронин, В.В. Мыльников, Д.А. Валько, О.Б. Кондрашкин // Вестник машиностроения. – 2020. – № 11. – С. 15-20. – DOI 10.36652/0042-4633-2020-11-15-20.
3. Современный опыт применения BIM-технологий для проектирования объектов транспортной инфраструктуры: большой обзор. – Режим доступа: https://integral-russia.ru/2021/01/27/sovremennyj-opyt-primeneniya-bim-tehnologij-dlya-proektirovaniya-obektov-transportnoj-infrastruktury-bolshoj-obzor (дата обращения: 14.10.2022).
4. Рулькова, В.А. Применение современных цифровых технологий в промышленной цепочке производства / В.А. Рулькова // Век качества. – 2018. – № 4. – С. 42-53.
5. Зайцев, А.В. Цифровой функционал инженера-технолога в машиностроении / А.В. Зайцев, О.В. Спиридонов // Информационные технологии. Проблемы и решения. – 2020. – № 3(12). – С. 24-29.
6. Литвин, И.Ю. Развитие цифровых платформ и организационные методы цифрового инжиниринга в российской промышленности / И.Ю. Литвин // Инновационное развитие экономики. – 2022. – № 3-4(69-70). – С. 65-69. – DOI 10.51832/2223798420223-465.
7. Штоль, М.С. Цифровой двойник: ключевая технология цифровой трансформации / М.С. Штоль // Экономика XXI века: инновации, инвестиции, образование. – 2022. – Т. 10, № 5. – С. 20-23.
8. Томас, М.Д. Цифровизация реальности для сотрудников современного производства / М.Д. Томас // Control Engineering Россия. – 2019. – № 4(82). – С. 42-46.
9. Абызова, Е.В. Интернет вещей и будущее транспорта / Е.В. Абызова, З.В. Чуприкова, М.Я. Алексеенко // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 45(4). – С. 17-20. – DOI 10.24412/2304-6139-2021-11325.
10. Савенкова, А.Е. Применение цифровых технологий при обеспечении пожарной безопасности в работе надзорных органов / А.Е. Савенкова, Д.Е. Завьялов, Д.Р. Шимов // Научно-аналитический журнал "Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России". – 2020. – № 4. – С. 6-11.
11. Кретинин, А.А. Цифровизация управления охраной лесов на базе мониторинга лесных пожаров / А.А. Кретинин, Т.Л. Безрукова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2022. – Т. 10, № 1(56). – С. 139-152. – DOI 10.34220/2308-8877-2022-10-1-139-152.
12. Современные информационные технологии и управление качеством инженерного образования / З.С. Сазонова, С.А. Курбатов, Н.В. Чечеткина, Т.М. Ткачева // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). – 2003. – № 1. – С. 7-10.
13. Ребрин, О. Разработка и апробация моделей подготовки инженеров цифровой эры / О. Ребрин, И. Шолина, В. Носков // Русский инженер. – 2020. – № 1(66). – С. 52-55.
14. Ткачева, Т.М. Проектная деятельность обучающихся в технических вузах / Т.М. Ткачева, Н.В. Чечеткина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2022. – № 1(59). – С. 181-189. – DOI 10.46845/2071-5331-2021-4-58-181-189.
15. Ткачева, Т. М. Проекты и кейсы как средство мотивации обучающихся технических университетов / Т. М. Ткачева, Н. В. Чечеткина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2022. – № 3(61). – С. 79-86. – DOI 10.46845/2071-5331-2022-3-61-79-86.
16. Карлов, А. Г. Ресурсы, альтернативы и противоречия образовательных программ подготовки инженеров цифровой экономики с компетенциями нетривиального изобретательского мышления / А. Г. Карлов, О. В. Филипович // Вестник МГТУ "Станкин". – 2021. – № 1(56). – С. 25-34.
17. Григорьев, Ю.В. Формирование компонентов готовности бакалавров пожарной безопасности к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности / Ю.В. Григорьев, Т.Н. Копышева, Т.В. Митрофанова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 147.
Рецензия
Рецензент: А.Н. Соловьев, д-р пед. наук, доц., МАДИ