Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск


 Электронный научный журнал "Автомобиль. Дорога. Инфраструктура" издается на основании решения Ученого совета МАДИ от 14 марта 2014 г., является рецензируемым научным изданием.

Тематика журнала включает в себя следующие разделы:

• проблемы автомобильного транспорта;

• вопросы транспортного строительства;

• экономика  и управление  на транспорте и в строительстве;

• техносферная безопасность;

• транспортная техника;

• менеджмент и управление на транспорте;

• безопасность дорожного движения;

• инженерная педагогика и вопросы образования.

Главная задача журнала – обмен опытом и пропаганда достижений науки и техники в таких областях знаний как автомобильный транспорт, транспортное строительство, экономика и управление на транспорте и в строительстве, информационные технологии , безопасность дорожного движения, инженерная педагогика.

Предоставление читателю актуальной информации и объективной оценки основных тенденций, инноваций, технологий развития автотранспортного комплекса и дорожного строительства.

ISSN - 2409-7217

 

 

 

 

Уважаемые авторы!

Прием статей во второй номер завершен!

                             

                                                                     

                                                                     

                                                                     

Текущий выпуск

№ 1(19) (2019)

Автомобильный транспорт

1 129
Аннотация
В течение последних десятилетий технологии производства электронных компонентов претерпели существенное развитие. Стало возможным использовать силовые и микроэлектронные компоненты в системах тягового электропривода, что инициировало возможность разработки современных систем управления электромобилями. Эволюция элементной базы позволила создать различные устройства, начиная от встроенных мотор-генераторов и заканчивая серийными электромобилями. В данной статье рассматриваются современные аспекты развития силовой электроники для приводной техники, используемой в электромобилях. Особое внимание уделено перспективным полупроводникам на основе карбида кремния и нитриде галлия, позволяющим существенно снизить такие критичные показатели для электромобиля как массу и габаритные размеры преобразовательного электрооборудования. Статья состоит из двух частей. Первая часть представляет историю развития силовой электроники. Во второй части рассматриваются потенциальные пути развития последней.
2 127
Аннотация
В представленной статье проведен сравнительный анализ технологичности различных способов защиты изделий машиностроения, используемых при изготовлении и ремонте, от коррозии. Выявлены свойства и технологические особенности нанесения покрытий, обеспечивающих коррозионную стойкость деталей машин. На основании полученных данных были представлены результаты анализа факторов, влияющих на выбор оптимального способа нанесения защитного покрытия, который должен обеспечивать не только защиту от воздействия окружающей среды, но и снизить вероятность отказов, как отдельных элементов, так и технической системы в целом. Особое внимание было уделено выявлению преимуществ применения фосфатных покрытий на основе водной суспензии. Постоянное совершенствование составов, используемых для фосфатирования, повышение их антикоррозионных свойств, а самое главное простота их нанесения, обеспечивает реальную возможность применения данного типа защитных покрытий как в условиях производства, так и в условиях ремонта.
3 75
Аннотация
Московский каршеринг активно развивается, получает в своё распоряжение всё более премиальные автомобили, привлекает новых клиентов самых разных возрастных категорий, в связи с этим нельзя обходить сферу развития Московского каршеринга стороной, необходимо тщательно изучить все его стороны, все преимущества и недостатки, ведь неспроста всё больше москвичей предпочитают каршеринг метро или такси. Поэтому в настоящей работе будут обсуждаться базовые особенности московского каршеринга, его сравнение с зарубежными аналогами, его возможные альтернативы и конкуренты. Также будут приведены тарифы и особенности пользования данным сервисом. Кроме того, будет представлен сравнительный анализ с услугами такси и владением персональным автомобилем. В заключении будет выявлено, почему развитие каршеринга в Москве является актуальным.

Строительство

4 51
Аннотация
Рассмотрены существующие и предложены новые методы замеров продольных профилей и микропрофилей больших участков дорог в процессе движения автомобиля, базирующийся на замерах продольных углов наклона автомобиля, ускорений подрессоренной и неподрессоренной массы и их математического преобразования в пакете MatLab/Simulink. На основе их проведена регистрация продольных и микропрофилей 5 типов дорог. Выполнен анализ их характеристик по параметрам перемещений, скорости, ускорениям в третьоктавных полосах частот. Предложено оценивать ровность дороги по скорости изменения уклонов в полосе 0,16–0,4 Гц: до 0,15 м/с – дороги с малыми уклонами, до 0,25 м/с – небольшими, до 0,3 м/с – средние, свыше 0,4 м/с – большими. Качество микропрофиля дорог целесообразно оценивать по спектру среднеквадратической скорости микропрофиля в третьоктавных полосах 6,3–12,6 Гц:  до 4 см/с – дороги отличного качества, до 6 см/с – дороги хорошего качества, до 8 см/с – дороги удовлетворительного хорошего качества, свыше 10 см/с – плохие.
5 72
Аннотация
В данной статье предложен метод оценки термодинамического состояния асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог, характеризующий кинетику процесса износа. Проведены исследования изменения температурного режима под действием движущегося транспорта по полосам движения на МКАД и Ленинградском проспекте с помощью тепловизора. Получены термограммы верхнего слоя покрытия при движении автомобильного транспорта в зимний, летний и осенне-весенний периоды, которые иллюстрируют процессы, происходящие в верхнем слое покрытия.
6 51
Аннотация
В настоящее время мировая практика насчитывает тысячи километров дорог, построенных либо восстановленных с применением щебеночно-мастичных смесей. При этом щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) особенно хорошо зарекомендовал себя на наиболее сложных участках дорог. За работой покрытий собраны уникальные статистические данные и фактические эксплуатационные свойства ЩМА в сравнении с обычными асфальтобетонами в части устойчивости к образованию колеи и трещин, снижения ровности, технологичности и прочих факторов. В статье рассматривается возможность использования ЩМА с гранулятом старого асфальтобетона с добавлением армирующих добавок ПАН-волокна и омолаживающих, и пропитывающих составов для битума.
7 66
Аннотация
Мониторинг автомобильных дорог является важнейшим методом оценки технического состояния всех дорожных конструкций, включая дорожные одежды и дорожные покрытия. Мониторинг помогает решать задачу сохранения прочности дорожных одежд. Однако длительное время он проводился визуально работниками дорожно-эксплуатационных организаций. Получая своевременно информацию о повреждениях и разрушениях дорожных одежд дорожные организации, однако, не могли достаточно обоснованно планировать ремонтные работы и, главное, точно определять их объёмы и сложность. Решение этих задач носило неопределённый характер. Рост интенсивности движения на дорогах, рост скорости движения автомобилей и их массы, высокий уровень аварийности потребовали получения конкретной количественной информации. Результатом явилось появление инструментальных методов и специального оборудования для оценки технического состояния дорожных покрытий – прочности, коэффициента сцепления и других. Другим результатом явилось исчезновение визуального метода диагностики дорожных конструкций и объектов. Но в условиях высокой интенсивности движения автомобилей по дорогам, высокой стоимости инструментальных оценочных работ сложилась практика проведения инструментальных обследований на систематически, а перед проведением крупных ремонтных работ или работ по реконструкции, причём как обоснование необходимости их проведения. Вследствие этого многие повреждения и начало разрушений дорожных покрытий и дорожных одежд оказывались незамеченными, что впоследствии значительно удорожало ремонтные работы. В этих условиях предлагается возобновить практику визуального мониторинга дорог совместно с инструментальными методамиоценки их технического состояния. В качестве примера, обосновывающего это, в статье рассмотрен вопрос разрушения асфальтобетонных покрытий, обусловленного усталостью асфальтового бетона. Усталость асфальтобетона проявляется в виде сеток коротких узких трещин, длительное время не влияющих на ровность поверхности проезжей части дорог и потому не регистрируемых инструментальными методами. Экспериментально рассмотрен вибрационный фактор, способствующий (часто инициирующий) появление усталостных разрушений асфальтобетона, оценён энергетический уровень виброколебаний дорожных покрытий.

Транспортная техника

8 65
Аннотация
В настоящее время большое внимание в области машиностроения уделяется вопросу снижения металлоемкости изделий. В статье представлено обоснование актуальности производства деталей и узлов машин из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Рассмотрены возможности создания новых промышленных составов ПКМ, а также перспективы повышения точности при проведении их испытаний по определению физико-механических свойств. Выполнено обоснование выбора методов физико-механических испытаний ПКМ с целью определения их прочностных свойств. Проведен анализ отечественных и зарубежных стандартов на проведение физико-механических испытаний ПКМ. Определены основные отличия требований к проведению физико-механических испытаний в отечественной и зарубежной практике. Описываются методы проведения испытаний образцов ПКМ на растяжение и на усталость. Представлен процесс анализа результатов испытаний с применением программно-комплексного метода. Представлены результаты испытания образца ПКМ на растяжение, полученные при помощи компьютерной программы GOM Correlate, а также графики относительных максимальных, средний и минимальных напряжений при проведении циклических испытаний ПКМ на усталость. Представлены результаты амплитудного движения напряжений. При помощи методологии для анализа образцов, используемой зарубежными коллегами из Пармского университета (Италия), была установлена полномасштабная деформационная картина распределения армирующих частиц на поверхности образца.
9 48
Аннотация
В процессе резки грунта, силы на отвал бульдозера являются переменными и сложными, и они снижают производительность и надежность бульдозеров. Важно понимать взаимодействие почвогрунта при исследовании производительности, конструкции и использования рабочих органов бульдозеров. В данной статье сила, воздействующая на отвал бульдозеров, при копании и перемещении грунта по горизонтальной поверхности, рассчитана теоретически с использованием законов и кривых Reece. Эта статья полезна при выборе лучшего бульдозера и правильной конструкции отвала бульдозера для требуемой труды.

Безопасность дорожного движения

10 57
Аннотация
Работа по определению опасного вождения проведена в связи с отсутствием четких регламентов и норм по определению «опасного вождения». В работе проведен анализ существующего законодательства Российской Федерации, касающийся определения и идентификации «опасного вождения», представлены результаты социологического опроса фокус-группы о влиянии различных факторов, определяющих «опасное вождение». Также разрабатываются подходы к определению с математической точки зрения термина «опасное вождение» в задачах страховой телематики при использовании системы скидок «бонус-малус». Помимо этого определены основные подходы к применению элементов кооперативных интеллектуальных транспортных систем для выявления признаков «опасного вождения».

Экономика и управление

11 43
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы инновационного развития экономики регионов РФ. Поскольку развитие экономики России зависит от развития регионов, необходимо проанализировать не только внешние и внутренние факторы инновационного развития регионов, но и экономические показатели, влияющие на дальнейшее развитие отраслей этих регионов.

В частности, в данной статье рассматриваются факторы и проблемы экономического развития регионов на примере двух областей РФ. Изложены последствия влияния инвестиционной составляющей, внутренних и внешних экономических факторов на перспективы развития экономики, обоснована необходимость развития не только транспортной инфраструктуры, но и интеллектуальных транспортных систем, социального и экономического развития Самарской и Новосибирской областей.

В результате анализа экономических показателей выявлено, что основными факторами инновационного развития рассматриваемых регионов являются региональные инвестиционные сети и развитие транспортной инфраструктуры. Для достижения инновационного развития рассматриваемых регионов необходимо выполнять задачи, поставленные в Схеме инновационного развития Самарской области до 2020 года и Стратегии инновационного развития Новосибирской области до 2030 года.

Развитие инноваций в настоящее время является ключевым фактором экономического роста.

Инженерное образование

12 71
Аннотация
Обсуждаются проблемы преподавания основ квантовой физики студентам современных инженерных вузов в условиях «жестких временных рамок», предусмотренных программой дисциплины «Концепции современного естествознания (КСЕ)». Установленные для изучения КСЕ жесткие временные ограничения не позволяют рассмотреть основные элементы классической и современной физики даже в относительно полном объёме, надежно обеспечивающем понимание принципиально значимых «ключевых» аспектов «КСЕ». Учет личностного опыта авторов, связанного с «включением» элементов квантовой механики в структуру учебной дисциплины «КСЕ», позволяет предложить вниманию заинтересованных субъектов возможный план курса «КСЕ» с учетом включения элементов квантовой механики.
13 38
Аннотация
Данная статья рассматривает особенности разработки и составления учебного терминологического русско-киргизского и киргизско-русского словаря-минимума «Мосты» для обучения русскому языку киргизских студентов, изучающих инженерное дело. Словарь разрабатывался при поддержке фонда «Русский мир», который финансировал издание словарей и их распространение в Киргизии. При составлении двуязычного терминологического словаря особое внимание уделялось структуре организации словаря и отбору минимума терминов, необходимых для развития профессиональной лексической компетенции магистрантов и аспирантов. При работе над словарем авторы старались семантизировать слово так, чтобы студенты могли получить о нём полное представление, понимать его на слух и уверенно использовать его при составлении предложений. В статье показаны особенности работы со словарем, даются рекомендации по усвоению понятий и терминов, а также описывается содержание каждого раздела словаря и его приложений.

Военное дело

14 62
Аннотация
В период становления высшей военной школы Минобороны России главной задачей военных учебных центров является рост качества военной подготовки студентов. Решение требует переключения с методологии как учения о методе на методологию как учение об организации деятельности, на разработку и внедрение методик комплексной подготовки офицеров, сержантов, рядовых запаса с использованием комплексных тактико-специальных учебных задач. В период становления растёт влияние фактора личности, что требует переходить от педагогоцентрированного к студентоцентрированному подходу. С использованием психодиагностики и корреляционного анализа исследовано влияние фактора социальных взаимосвязей студентов, обучающихся в военном учебном центре при МАДИ по программам офицеров и сержантов запаса. Достоверность и обоснованность результатов проверена с применением корреляционного анализа и гипотезы о связях между варьирующими признаками центров при МАДИ и НИУ ВШЭ (2018 г.), военных кафедр при вгузах Петербурга (2004 г.). Установлено, единая база комплектования ‒ условие для роста качества военной подготовки студентов, обучающихся по программам офицеров и сержантов запаса. Нормы и ценностные установки личности оказывают доминирующее влияние на их социальные связи. Осознанный выбор военной подготовки актуализирует качества личности: дисциплинированность, расширение кругозора, получение навыка руководителя, приобретение опыта работы с людьми, развитие состояния гражданской позиции ‒ патриотизма. Состояние сплочённости учебной группы является фактором воспитания личности исходя из ценностных ориентаций и ценностей, присущих офицерам и сержантам запаса. Выявлено влияние факторов статуса и дохода при принятии студентами решения о службе по контракту теми, кто не задумывался над вопросом о призыве в вооружённые силы. Продемонстрировано влияние деятельности профессорско-преподавательского состава на мировоззрение студентов: около трети студентов, обучающихся по программам офицеров запаса и около четверти ‒ сержантов запаса, формируют своё отношение к профессии военного в процессе военной подготовки (отношение улучшилось). У студентов МАДИ отмечается высокая готовность к защите Отечества, к призыву в армию, более высокий интерес к военной подготовке, но менее выражена уверенность в себе, способность защитить нормы поведения, что требует воспитательная работа, которая опирается на данные полученные при систематическом изучении их психологического состояния, сплочённости учебных групп.

Материалы 77-ой научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. Секция «Физика»

15 75
Аннотация
В статье рассмотрены причины возникновения износной колеи. Для изучения процесса износа дорожных покрытий был создан уникальный комплекс для испытания дорожных покрытий и автомобильных шин, который обеспечил возможность изучения факторов, влияющих на процесс износа дорожного полотна. Рассмотрено влияние шипованных шин на повышение износа дорожного покрытия. Выявлены возможности, благодаря которым можно снизить степень разрушения дорожного покрытия под действием шипованных шин. Приведен динамический расчет влияния шипа на материал дорожного полотна. Сделан вывод о необходимости повышения прочности покрытия.
16 38
Аннотация
В данной статье изучается возможность совершенствования современных дорожных искусственных неровностей предназначенных для регулирования дорожного трафика. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить возможность использования свойств дилатационных жидкостей для создания умной дорожной искусственной неровности способной регулировать сопротивление движению автомобиля в зависимости от его скорости. Для этих целей в статье приведено описание свойств дилатантных жидкостей с исследованием их нетипичного поведения. В работе, теоретически рассмотрена и экспериментально проверена возможность использования субстанции дилатционной жидкости в создании средства успокоения транспортного движения, а именно искусственной неровности. Проанализированы выявленные в ходе изучения преимущества и недостатки, предложенной конструкции, по которым можно судить об актуальности применения данной разработки в реальных климатических и социальных условиях. На основе полученных результатов составлены рекомендации для более эффективной эксплуатации дорожных искусственных неровностей на основе дилатационных жидкостей.
17 54
Аннотация

В статье рассмотрены виды погрешностей, виды используемых приборов измерения скорости автомобилей, установленных как в моторе автомобиля, так и приборы видео и фото фиксации скорости движения автомобилей. Приведены особенности конструкции вышеприведенных устройств. Показано, что самым точным прибором является навигатор, который работает с использованием системы глобального позиционирования GPS при наличии интернета. Значения измерения скорости с помощью спидометров завышаются производителями автомобилей с целью обеспечения безопасности вождения. Проведено сравнение механических и электронных спидометров. Приведены факторы, от которых зависит точность измерения скорости спидометрами и видео фото-фиксаторами. Значения погрешностей видео и фотокамеры совпадают с пределом разрешенного превышения скорости автомобиля, что позволяет оспорить штраф за превышение скорости движения автомобиля. Показано, что наименьшей погрешностью обладает навигатор.

18 46
Аннотация

В процессе эксплуатации на поверхности дорожных, строительных и подъемно-транспортных машин за счет проникновения влаги и вредных примесей из воздуха возникают условия для развития электрохимической коррозии. В статье рассматриваются экспериментальные результаты, полученные студентами при исследовании поверхности автомобиля на предмет наличия на ней коррозионных повреждений. Методы неразрушающего контроля коррозионного состояния поверхности хорошо известны: ультразвуковая дефектоскопия, акустическая эмиссия, радиография, термография, метод электрического сопротивления и др.

Метод позволяет дать количественную оценку площади поверхности металлического образца, подверженного коррозией, с помощью тепловизора.

В статье приведены также расчеты части пружинной подвески автомобиля, основанные на знании законов физики, а, именно, закона Гука.
19 50
Аннотация

В статье кратко описана история возникновения двух видов общественного транспорта – электрического омнибуса и подвесного вагончика, разработчиком которых являлся русский изобретатель И.В. Романов.

И.В.Романов стоял у истоков создания городского общественного электротранспорта в России. Он сконструировал оригинальные электромоторы для электромобилей; придумал легкий листовой материал, деревопластик, для панели кузова автомобиля; построил электрический омнибус; придумал модель подвесной электрической дороги; создал проект монорельса, связывавшего Москву с Петербургом и Нижним Новгородом, а также предложил идею постройки кольцевой дороги вокруг Петербурга.

В статье приведены также технические характеристики и некоторые особенности современного электробуса и подвесной канатной дороги, которые эксплуатируются в настоящее время в России.
20 61
Аннотация
В статье приведены результаты исследования параметров высоковольтной электрической дуги (ВЭД), выполненные на собранной в лаборатории установке, в зависимости от условий горения ВЭД в разных газовых средах, при разном давлении, в магнитном поле и в пламени свечи. Показано, что газовая среда влияет на время зажигания ВЭД и стабильность ее горения. Наибольшая стабильность горения и наименьшее время зажигания ВЭД наблюдается при пониженном давлении. В инертном газе выявляется длительная стабильность горения, однако время зажигания становится больше, чем при пониженном давлении. Для газовых смесей наименьшее время зажигания ВЭД соответствует присутствию кислорода в газовой среде. Магнитное поле, наложенное на ВЭД, выявляет отклонение дуги к одному из полюсов магнита, что доказывает электромагнитную природу ВЭД. Пламя свечи увеличивает количество плазменных вспышек. В статье приведены области применения ВЭД.
21 34
Аннотация

Основанием для постановки задачи является широкое распространение использования СВЧ-излучения и в быту, и в промышленности. Изучены теоретические основы получения и практического использования СВЧ-излучения. По выбранной схеме произведена практическая реализация устройства для получения СВЧ-излучения. Проработаны правила техники безопасности при работе с СВЧ-излучением. Объектами исследования выбраны вода, электролюминесцентная лампа и полупроводниковый радиоприемник. Установлена зависимость времени закипания воды от расстояния до источника СВЧ-излучения. Показана возможность горения электролюминесцентной лампы в условиях СВЧ-излучения и найдена зависимость яркости горения от расстояния до источника СВЧ-излучения. Показано, что в результате воздействие СВЧ-излучения на полупроводниковый радиоприемник, его работа ухудшается или прекращается (вплоть до полного разрушения) в зависимости от расстояния до источника СВЧ-излучения.

22 31
Аннотация
В статье рассмотрены достижения и вклад в развитие классической термодинамики двух французских ученых С. Карно и Б. Клапейрона. Показано, что, основываясь на неверных представлениях о природе теплоты, используя ряд аналогий, С. Карно сумел получить правильную феноменологическую теорию идеальной тепловой машины. Опубликованная книга и дневники С. Карно позволяют утверждать, что он дал первые формулировки не только второго, но и первого начала термодинамики. Заслугой Б. Клапейрона является дальнейшее развитие идей С. Карно. На основании первоисточников в статье обращается внимание на несоответствие названий известных законов и авторов, впервые их открывших. Объединенный газовый закон впервые был получен С. Карно, а Б. Клапейрон в своей работе использовал этот закон, но ничего нового он в него не внес.
23 50
Аннотация
В статье рассматривается физическое явление – эффект Магнуса, его особенности, а также его применения в технике и в инфраструктуре дорог России. Была собрана экспериментальная установка, демонстрирующая эффективность применения данного явления в получении электроэнергии. Установка представляет собой ветряной генератор, у которого вместо обычных лопастей установлены вращающиеся цилиндры. По результатам собственных исследований были сделаны выводы о перспективном развитии данной технологии в инфраструктуре дорог. В частности, предлагается применять подобные установки на фонари, освещающие основные трассы России для экономии потребления энергии. Кроме этого представляется перспективным использование ветряных генераторов с вращающимися цилиндрами на заправочных стациях для электромобилей.
24 43
Аннотация
В статье рассматривается актуальная для нашей страны проблема неровности дорожного покрытия. Приводятся статистические данные, основанные на опросе населения. Объясняются причины возникновения неровности дорог типа «гребенка», рассматриваются физические процессы, происходящие при движении транспортных средств по дорогам с грунтовым и гравийным покрытием, приводятся экспериментальные подтверждения формирования «гребенки». Рассматриваются математические модели описания данного явления, на основе которых проводятся расчеты параметров формирующейся «гребенки» для конкретной марки автомобиля. Предлагается ряд рекомендаций для автомобилистов при движении по дороге с неровностями типа «гребенка». Работа выполнена на кафедре физики в рамках подготовки студентов Автомобильно-транспортного факультета к Научно-исследовательской и научно-практической конференции МАДИ.