Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССОВО-ГАБАРИТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЕГО АГРЕГАТОВ

Аннотация

При проектировочных и поверочных расчётах автотранспортных средств часто возникает необходимость определить положение центра тяжести. Продольная координата центра тяжести оказывает существенное влияние на плавность хода и управляемость. Высота центра тяжести влияет на продольную устойчивость при движении на спуск и поперечную устойчивость при криволинейном движении или по косогору. Расчёт перераспределения нормальных реакций на колёсах при торможении и определение коэффициента сцепления в режиме реального времени требует учёта одновременно продольной и вертикальной координат центра тяжести. Точное определение центра тяжести проводится путём испытаний на стенде для оценки статической устойчивости по стандартизированной методике. Однако экспериментальное определение центра тяжести часто представляется затруднительным, особенно на стадии проектирования или в учебном процессе. Цель настоящего исследования заключалась в разработке методики по определению центра тяжести колёсной машины на основе справочных данных и проверке её адекватности. Предложенная автором методика построена на гипотезе, что центр тяжести каждого массового элемента автотранспортного средства находится в его геометрическом центре, который определяется по габаритному или компоновочному чертежу, наложенному на координатную сетку. При этом полная и снаряжённая масса автотранспортного средства, а также массы его агрегатов определяются по справочнику. Адекватность предложенной методики подтверждена путём сравнения полученных расчётных координат центра тяжести с экспериментальными значениями. Разработанная методика может быть использована в учебном процессе, при проектировочных и поверочных расчётах автотранспортных средств, в том числе специального назначения, а также в алгоритмах систем активной безопасности и беспилотных транспортных средств.

Об авторе

Михаил Павлович Малиновский
МАДИ
Россия
канд. техн. наук, доц.


Список литературы

1. Павлов, В.В. Проектировочные расчёты транспортных средств специального назначения (ТССН): учеб. пособие / В.В. Павлов. – М.: МАДИ, 2014. – 116 с.

2. Тарасик, В.П. Методика имитационного моделирования режима испытаний на управляемость и устойчивость автомобиля при входе в поворот / В.П. Тарасик // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2019. – № 2 (63). – С. 44-53.

3. Железнов, Е.И. Автомобили. Теория эксплуатационных свойств: конспект лекций / Е.И. Железнов, А.А. Ревин; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 170 с.

4. Тюрин, Я.И. Исследование устойчивости колёсно-шагающих экскаваторов при помощи системы автоматизированного проектирования / Я.И. Тюрин, К.П. Мандровский // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2018. – № 4 (55). – С. 34-38.

5. Гладов, Г.И. Предпосылки к разработке алгоритма для системы повышения устойчивости движения многозвенного автопоезда / Г.И. Гладов, М.П. Малиновский // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2007. – № 11. – С. 36-46.

6. Хусаинов, А.Ш. Теория автомобиля: конспект лекций / А.Ш. Хусаинов, В.В. Селифонов. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 121 с.

7. Кулько, П.А. Прогнозирование показателей поперечной устойчивости автомобилей на поворотах / П.А. Кулько, А.П. Кулько, Т.А. Галицына // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. – 2010. – Т. 3, № 10 (70). – С. 58-61.

8. Рябов, И.М. Расчет критической скорости на повороте автомобиля с незакрепленным грузом в кузове / И.М. Рябов, Д.М. Ханин, М.М. Мамакурбанов // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. – 2013. – Т. 6, № 10 (113). – С. 30-33.

9. Малиновский, М.П. Применение итерационного метода при расчёте тормозных свойств седельного автопоезда с учётом перераспределения вертикальных реакций / М.П. Малиновский, Е.С. Смолко // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 36-47.

10. Малиновский, М.П. Повышение адаптивных свойств систем управления путём определения коэффициента сцепления бортовыми средствами в режиме реального времени / М.П. Малиновский // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2020. – № 1 (60). – С. 43-51.

11. Испытания колёсных транспортных средств: учеб. пособие / А.М. Иванов, С.Р. Кристальный, Н.В. Попов, А.Р. Спинов. – М.: МАДИ, 2018. – 124 с.

12. Малиновский, М.П. Использование справочных параметров шин при расчёте систем управления колёсных машин / М.П. Малиновский, К.В. Базеев, И.В. Балясников // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 2 (24). – С. 8.

13. Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизовкин и др. – М.: Трансконсталтинг; НИИАТ, 1994. – 779 с.

14. Малиновский М.П. Проектировочный расчёт массовых характеристик автомобильного колеса / М.П. Малиновский, С.В. Борисов, А.Э. Карьялайнен // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 2 (24). – С. 10.

15. Малиновский, М.П. Компьютерная графика в Compas: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2: Оформление чертежей / М.П. Малиновский. – М.: МАДИ, 2015. – 124 с.

16. Кисляков, Ю.Д. Справочно-информационные данные для анализа дорожно-транспортных происшествий: метод. рекомендации / Ю.Д. Кисляков, О.Г. Кузнецов, Т.М. Жанабаев. ¬– Алматы: РМНИЦ БДД, 1998. – 108 с.

17. Гаевский, В.В. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Теория эксплуатационных свойств АТС» / В.В. Гаевский, А.М. Иванов. – М.: МАДИ, 2013. – 53 с.

18. Конструкции активной подвески с низким уровнем энергопотребления / М.П. Малиновский, В.В. Кувшинов, А.А. Фёдоров, Г.А. Беджанов // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. – 2018. – № 3 (24). – С. 10-13.


Рецензент: Н.И. Баурова, д-р техн. наук, проф., МАДИ

Рецензия

Просмотров: 1119


ISSN 2409-7217 (Online)