Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск

ИСТОРИЧЕСКАЯ СИНГУЛЯРНОСТЬ

Полный текст:

Аннотация

На протяжении своей истории человек стремился выделить культурное, т.е. социальное, надбиологическое в духовно-практической деятельности, из природного, тем самым фиксируя самосознание, самопознание, самооценку. В статье рассматривается процесс духовно-практической деятельности человека как субъекта культурной деятельности. В традиции отечественной культурно-философской мысли субъект ориентирован на всеединство. Соответственно, культурная деятельность человека подразумевает универсальное преобразование в истории человечества. В западноевропейской теоретической мысли с конца ХХ в. формируется синергетическое мировоззрение, заключающееся междисциплинаром синтезе и предполагающее рассматривать эволюционные процессы как универсальные исторические. В результате возникает концепция «Универсальной истории», в которой история культуры рассматривается как эволюционный процесс в форме свободного движения безличностных сингулярностей, вступающих между собой в отношение дифференцации, порождающее многообразие. Сингулярность – понятие, выражающее процессуальность культуры человека как исторического процесса, может постулироваться как форма явления, как форма события, как реально или идеально феноменальное. Активизация сингулярностей проявляется в культурных событиях, которые мультилогичны, одна сингулярность накладывается на другую, в результате одновременно и произвольно актуализируется несколько смыслов. Математический анализ культурно-исторического процесса предполагает, что человечество обретает новый тип историчности, который сегодня невозможно атрибутировать.

Об авторе

Лариса Николаевна Волобуева
МАДИ
Россия
канд. филос. наук, доцент


Список литературы

1. Делез Ж. Анти-Эдип. Капитолизм и шизофриния / Ж. Делез, Ф. Гваттари. – Екатеринбург: ООО У-Фактория, 2007. – 672 с.

2. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез. – М.: Академический проспект, 2015. – 472 с.

3. Дьяконов, И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней / И.М. Дьяконов. – М.: КомКнига, 2007. – 384 с.

4. Межуев, В.М. История как философская проблема (Чего не знают и не могут знать историки) / В.М. Межуев. – URL: http://www.intelros.ru/subject/figures/vadim-mezhuev/18744-istoriya-kak-filosofskaya-problema-chego-ne-znayut-i-ne-mogut-istoriki.html

5. Назаретян, А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории / А.П. Назаретян. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: «Мир», 2004.

6. Пилюгина Е.В. Состояние постмодерна: сингулярность бытия, транспарентность сознания и вирусы тоталитарных идей / Е.В.Пилюгина. – URL: http://st-hum.ru/en/node/147

7. Косолапова, Е.А. Ситуация понимания и «загадочная сингулярность» / Е.А. Косолапова // Научно-техническая революция: 4.0. – 2018. – С. 56–61.

8. Лобжанидзе, А.А. Проблема иррациональности в аспекте выбора общественных систем и приоритетов развития / А.А. Лобжанизде // Уральский научный вестник. – 2016. – Т. 4, № 1. – С. 118–122.

9. Зубков, В.П. Антропологический кризис в техногенной цивилизации / В.П. Зубков // Научно-техническая революция: 4.0. – 2018. – С. 29–36.


Просмотров: 5


ISSN 2409-7217 (Online)