ИССЛЕДОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЙ СТУДЕНТОВ В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье приводятся результаты эмпирического исследования убеждений студентов, влияющих на их отношение к процессам образования и самообразования, а также существенно влияющих на мировоззрение. Авторы анализируют творческие письменные работы студентов, осваивающих различные образовательные программы в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ). При этом выявляются общие и специфические ценностные ориентации студентов. Полученная при этом информация дает объективные представления об отношении обучающихся к сферам образования и самообразования в контексте их профессионального становления. Наряду с этим выявляются наиболее общие, ключевые приоритеты будущих профессионалов. Авторы статьи отмечают наличие особенностей, проявляющихся у некоторых студентов при выборе используемых ими подходов к выполнению индивидуальных творческих заданий. Полученные результаты в процессе выполненного авторами исследования позволили выделить два основных аспекта в управлении процессом профессионального становления студентов в период подготовительного этапа к профессиональной деятельности. Ими являются: совершенствование системы мотивации будущих профессионалов и повышение уровня их интереса к процессам профессионального образования и самообразования. Отмеченные результаты могут быть полезны преподавателям при разработке дополнительных программ сопровождения процесса профессионального становления в период подготовительного этапа в рамках вузовской подготовки.
Об авторах
Марина Алексеевна ЗахарянРоссия
канд. пед. наук, доц.
Елена Юрьевна Макарова
Россия
магистрант
Список литературы
1. Евдакова, Л.Н. Создание инновационной системы качества образования в вузе: проектный подход / Л.Н. Евдакова, В.А. Антропов, Е.А. Субботин. – Екатеринбург: СибГУТИ, 2006. – 206 с.
2. Захарян, М.А. Анализ философско-педагогических особенностей формирования научного мировоззрения студентов / М.А. Захарян // Инженерная педагогика: сб. науч. ст. – 2015. – Т. 1. – С. 51–68.
3. Захарян, М.А. Обобщающий семинар как средство формирования аксиологических компетенций студентов технических вузов / М.А. Захарян, З.С. Сазонова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2016. – № 1 (7). – C. 21.
4. Колпачев, В.В. Идеалы и ценности русского учительства в середине ХIХ столетия / В.В. Колпачев // Педагогика. – 2015. – № 6. – С. 106–114.
5. Кощеева, И.В. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей / И.В. Кощеева, Е.А. Шуклина // Вестник высшей школы. – 2003. – № 7. – С. 23–28.
6. Макарова, Е.Ю. Исследования взглядов студентов-магистрантов на необходимость овладения методами тайм-менеджмента в процессе их профессионального становления / Е.Ю. Макарова, М.А. Захарян // Автоматизация и управление в технических системах. – 2016. – № 4. – C. 21.
7. Сазонова, З.С. Опыт разработки и реализации рабочих программ учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры / З.С. Сазонова, М.А. Захарян, Т.В. Федюкина // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2015. – № 3 (5). – C. 12.
8. Сазонова, З.С. Реализация краткосрочных дополнительных образовательных программ, актуальных для отечественных и зарубежных студентов разных уровней высшего образования / З.С. Сазонова, М.А. Захарян // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2013. – № 4 (26). – С. 100–104.
9. Сазонова, З.С. Формирование и развитие общекультурных компетенций бакалавров техники и технологий / З.С. Сазонова, М.А. Захарян // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2013. – № 2 (24). – С. 121–134.
10. Формирование научного мировоззрения студентов / М.Ш. Яхшиева, Ш. Камолова, Э.С. Эшонкулов, У.У. Жумартова, Х.А. Уразолиев // Актуальные задачи педагогики: сб. трудов конф. – 2015. – С.184–186.