Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы профессионального выгорания преподавателей вузов. Указываются внутренние и внешние причины данного явления. К внутренним причинам относятся личные качества и психологические особенности преподавателя. К внешним причинам относятся проблемы в образовательной системе, связанные с существующими общественными проблемами, а также проблемы, связанные с современными особенностями системы высшего образования: недостаточный общественный статус преподавателя вуза, значительно упавший со времени существования СССР, большая аудиторная нагрузка, большая загруженность бюрократической работой, которая чаще всего воспринимается преподавателями как абсолютно ненужная. Также проблема рассматривается в аспекте понятий «цель» и «средство», «рациональное и иррациональное». Согласно предложенной концепции нельзя дать эвристически приемлемого определения иррациональной деятельности через анализ категорий «цель», «средство», «результат». Но с помощью анализа соотношения цели, средства и результата возможно выявление ситуаций, способствующих проявлению «феномена иррациональности», то есть признания (ощущения) действующим субъектом непознаваемости ситуации и неразрешимости в данной ситуации проблем, имеющих для него высокую значимость. Чаще всего возникновение «феномена иррациональности» обусловлено различными факторами, в том числе такими, как неверно избранная цель, на деле несоответствующая интересам целеполагающего субъекта, или неосознанность субъектом своих целей и интересов, а также изменение ценностных приоритетов в процессе деятельности. Часто встречающийся фактор, особенно в социальной деятельности, приводящий к феномену иррациональности, – это подмена цели средством её достижения.

Об авторе

Авелина Авелиевна Лобжанидзе
МАДИ
Россия
канд. полит. наук, доц.


Список литературы

1. Волобуев, А.В. Религиозный фундаментализм в глобализованном мире / А.В. Волобуев // Век глобализации. – Волгоград: Учитель, 2017. – № 1 (21). – С. 56–62.

2. Дудченко, З.Ф. Синдром профессионального выгорания и формы его проявления у преподавателей / З.Ф. Дудченко // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – СПб., 2015. – Т. 24, № 2 (24). – С. 25–29.

3. Зубков, В.П. По другую сторону принципа Большого взрыва / В.П. Зубков, А.И. Скоблик // Философия и политология: история и современность: сб. науч. тр. МАДИ. – М.: МАДИ, 2017. – С. 24–45.

4. Колацкий, А.В. Психика и сознание у человека и животных / А.В. Колацкий // Философия и политология: история и современность: сб. науч. тр. МАДИ. – М.: МАДИ, 2017. – С. 46–56.

5. Косолапова, Е.А. Коммуникация как путь понимания (на материале философской герменевтики Х.-Г. Гадамера) / Е.А. Косолапова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2017. – № 1 (11). – C. 34.

6. Лобжанидзе, А.А. Проблема рационального и иррационального в образовательной политике как проблема цели и средств / А.А.Лобжанидзе // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2017. – № 1 (11). – С. 38.

7. Лобжанидзе, А.А. Иррациональное в социально-политической сфере общества / А.А. Лобжанидзе. – М.: Макс-Пресс, 2008.

8. Штракс, М.Г. Философия просвещения во Франции / М.Г. Штракс // Философия и политология: история и современность: сб. науч. тр. МАДИ. – М.: МАДИ, 2017. – С. 102–115.


Рецензия

Просмотров: 297


ISSN 2409-7217 (Online)