Расчетно-экспериментальное определение акустического импеданса выпускной системы двигателя внутреннего сгорания
Аннотация
В статье приводятся результаты расчетно-экспериментальных исследований акустического импеданса системы выпуска двигателя внутреннего сгорания. Современная выпускная система состоит из «горячей» и «холодной» части. Элементы, которые закреплены на двигателе и являются его частью (выпускной коллектор, турбокомпрессор и система нейтрализации) принято называть «горячей» частью системы выпуска. Вторая часть, содержащая элементы для снижения шума выпуска (глушители, резонаторы) – «холодная» часть. Современное программное обеспечение позволяет спроектировать конструкцию «холодной» части с достаточной точностью в заданной геометрии и в заданном диапазоне частот, но с условием точного задания входных параметров, а именно – спектра амплитуды входного шума и акустического импеданса источника шума в виде двигателя с «горячей» частью. Целью работы является получение максимально достоверных выходных акустических параметров «горячей» части двигателя на основе проведения экспериментальных исследований на безмоторной акустической установке и расчетных исследований методом конечных элементов по точным 3D моделям элементов «горячей» части.
Об авторах
Гиви Гурамович НадарейшвилиРоссия
д-р техн. наук, зам. Генерального директора по науке
Андрей Олегович Глазков
Россия
ведущий инженер-исследователь
Станислав Иванович Юдин
Россия
главный специалист
Алевтина Сергеевна Коньшина
Россия
инженер-исследователь
Список литературы
1. Шатров, М. Г. Шум автомобильных двигателей внутреннего сгорания: учебное пособие / М. Г. Шатров, А. Л. Яковенко, Т. Ю. Кричевская // Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) – 2014. – 68 с. – EDN SGBRUR.
2. Boonen, R. Determination of the acoustical impedance of an internal combustion engine exhaust / R. Boonen, P. Sas // Proceedings of ISMA. – 2002. – Vol. V. – P. 1939-1946.
3. ISO/FDIS 10534-2, Acoustics - Determination of acoustic properties in impedance tubes – Part 2: Two-microphone technique for normal sound absorption coefficient and normal surface impedance . – ISO/TC 43/SC 2.
4. Dokumaci, E. On one-port characterization of noise sources in ducts by using external loads / E. Dokumaci // Journal Sound and Vibration. – 2003. – Vol. 260, № 3. – P. 389-402. – DOI 10.1016/S0022-460X(02)00933-1.
5. Jang, S. H. Refined multiload method for measuring acoustical source characteristics of an intake or exhaust system / S. H. Jang, J. G. Ih // Journal of the Acoustical Society of America. – 2000. – Vol. 107, № 6. – P. 3217-3225. – DOI 10.1121/1.429349.
6. Сонкин, В. И. Проблемы бензинового двигателя с высоким наддувом: турбо лаг. Часть 1 / В. И. Сонкин // Труды НАМИ. – 2019. – № 4(279). – С. 70-81. – EDN ZBAJDH.
7. Сонкин, В. И. Проблемы бензинового двигателя с высоким наддувом: турбо лаг Часть 2 / В. И. Сонкин // Труды НАМИ. – 2020. – № 1(280). – С. 67-77. – DOI 10.51187/0135-3152-2020-1-67-77. – EDN UDHFPP.
Рецензия
Рецензент: М.Г. Шатров, д-р техн. наук, проф., МАДИ