Переходные процессы поршневых двигателей с различной формой внешней скоростной характеристики
Аннотация
На сегодняшний день основными характеристиками поршневых двигателей остаются мощностные и динамические показатели. При этом динамические качества автомобиля в целом в значительной степени определяются формой внешней скоростной характеристики (ВСХ) двигателя. Рассмотрены возможности изменения формы ВСХ двигателя путем корректирования топливоподачи на различных режимах. Описан метод улучшения мощностных и динамических показателей путем перевода четырехтактного двигателя на работу по двухтактному циклу на режимах с низкими частотами вращения. Проведен анализ результатов расчетных исследований переходных процессов двигателей с различной формой внешней скоростной характеристики. С помощью разработанной авторами математической модели смоделирован переходный процесс разгона двигателя типа КамАЗ-740 в диапазоне частот вращения двигателя от 800 до 2200 мин-1 (увеличение скоростного режима в 2,75 раза) при корректировании топливоподачи. Показано, что увеличение подачи топлива двигателя типа КамАЗ-740 на режиме максимального крутящего момента примерно в 1,5 раза (рост коэффициента приспособляемости по крутящему моменту с 1,05 до 1,50) сокращает время разгона двигателя с 8,2 до 5,4 с (на 34%). Проведенное фирмой Ricardo моделирование разгона автомобиля с двигателем типа 2/4 Sight (переход на двухтактный цикл на максимальной нагрузке в области низкой частоты вращения) показало, что при разгоне транспортного средства с 80 до 120 км/ч (увеличение скорости автомобиля в 1,5 раза) время разгона сократилось с 8,1 до 6,7 с (на 17%) по сравнению с автомобилем со штатной комплектацией.
Об авторах
Владимир Анатольевич МарковРоссия
д-р техн. наук, проф.
Филипп Борисович Барченко
Россия
канд. техн. наук, доц.
Всеволод Анатольевич Неверов
Россия
ассистент
Матвей Ильич Шлёнов
Россия
канд. техн. наук, ассистент
Эдуард Андреевич Савастенко
Россия
канд. техн. наук, доц.
Список литературы
1. Машиностроение. Энциклопедия. Том IV. Двигатели внутреннего сгорания / Л.В. Грехов, Н.А. Иващенко, В.А. Марков и др. Под ред. А.А. Александрова, Н.А. Иващенко. – М.: Машиностроение, 2013. – 784 с.
2. Топливная аппаратура и системы управления дизелей / Л.В. Грехов, Н.А. Иващенко, В.А. Марков. – М.: Изд-во «Легион-Автодата», 2005. – 344 с.
3. Гусаков, С.В. Показатели динамических качеств двигателей внутреннего сгорания / С.В. Гусаков, С.С. Бисенбаев, А. Прияндака // Вестник РУДН. – Инженерные исследования. – 2004. – № 2. – С. 20-24.
4. Патрахальцев, Н.Н. Неустановившиеся режимы работы двигателей внутреннего сгорания / Н.Н. Патрахальцев. – М.: Изд-во РУДН, 2009. – 380 с.
5. Нарбут, А.Н. Оптимизация разгона АТС / А.Н. Нарбут, А.А. Мухитдинов, К.В. Мартынов // Автомобильная промышленность. – 2002. – № 1. – С. 20-22.
6. Перспективы развития электромобилей в России / С.Н. Девянин, В.А. Марков, А.А. Савастенко, Э.А. Савастенко // 9-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса: сборник докладов Международной научно-технической конференции, Москва, 29 января 2021 года. – М.: МАДИ, 2021. – С. 114-121.
7. Кузнецов, А.Г. Улучшение динамических свойств среднеоборотного дизеля при использовании регулируемого турбонаддува / А.Г. Кузнецов, С.В. Харитонов, В.А. Рыжов // Известия ВУЗов. Машиностроение. – 2021. – № 11. – С. 59-74.
8. Кузнецов, А.Г. Разработка и исследование системы управления дизельным двигателем / А.Г. Кузнецов, С.В. Харитонов, В.А. Рыжов // Двигателестроение. – 2021. – № 2. – С. 20-25.
9. Агуреев, И.Е. Динамика и синергетика поршневых двигателей внутреннего сгорания / И.Е. Агуреев, М.В. Малиованов // Двигателестроение. – 2001. – № 2. – С. 36-39.
10. Матейчик, В.П. Динамическая система для оценки различных энергоустановок дорожных транспортных средств / В.П. Матейчик // Двигателестроение. – 2004. – № 1. – С. 10-12.
11. Евдонин, Е.С. Разработка и применение эмпирических моделей для оптимизации управления двигателем внутреннего сгорания / Е.С. Евдонин, П.В. Душкин, А.И. Кузьмин // Труды НАМИ. – 2020. – № 4. – С. 101-108.
12. Системы управления дизельными двигателями: Перевод с немецкого. – М.: ЗАО «КЖИ За рулем», 2004. – 480 с.
13. Системы управления бензиновыми двигателями: Перевод с немецкого. – М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2005. – 432 с.
14. Марков, В.А. Оценка влияния формы внешней скоростной характеристики на показатели дизеля в переходном процессе / В.А. Марков, М.И. Шлёнов // Известия ВУЗов. Машиностроение. – 2009. – № 1. – С. 47-57.
15. Лысунец, А.В. Моделирование скоростных характеристик ДВС для разработки автоматических систем управления с обратной связью / А.В. Лысунец, В.В. Медведев // Двигателестроение. – 2015. – № 2. – С. 25-27.
16. Шлёнов, М.И. Улучшение эксплуатационных показателей транспортного дизеля путем совершенствования системы автоматического регулирования частоты вращения: дис. ... канд. тех. наук / М.И. Шлёнов. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 164 c.
17. Марков, В.А. Расчетные исследования динамических качеств дизельного двигателя и гусеничной машины / В.А. Марков, Ф.Б. Барченко, В.А. Неверов [и др.] // Известия ВУЗов. Машиностроение. – 2022. – № 3. – С. 31-52.
18. Марков, В.А. Форсирование четырехтактного двигателя путем перевода на работу по двухтактному циклу в режимах с низкими частотами вращения / В.А. Марков, Ф.Б. Барченко, Э.А. Савастенко [и др.] // Известия ВУЗов. Машиностроение. – 2022. – № 2. – С. 38-52.
19. Савастенко, Э.А. Форсирование четырёхтактного двигателя в области низких частот вращения переводом на работу по двухтактному циклу / Э.А. Савастенко, А.А. Савастенко, Р.А. Москвичев // 9-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса: сборник докладов Международной научно-технической конференции, Москва, 29 января 2021 года. – М.: МАДИ, 2021. – С. 367-379.
20. Osborne R.J., Stokes J., Lake T.H. et al. Development of a Two-Stroke/Four-Stroke Switching Gasoline Engine – The 2/4 SIGHT Concept // SAE Technical Paper Series. – 2005. – № 2005-01-1137. – P. 1-17.
Статья опубликована по итогам международной научно-технической конференции
«10-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»
Рецензия
Рецензент: М.Г. Шатров, д-р техн. наук, проф., МАДИ