Неспециальное физкультурное образование студентов технического вуза на примере МАДИ
Аннотация
В статье рассматривается неспециальное физкультурное образование (НФО) как обязательный компонент общей системы образования и обращается внимание на необходимость усиления образовательного начала процесса физического воспитания молодежи, его большей интеллектуализации для повышения общего уровня образованности молодых людей в области физической культуры и спорта. Для выявления наиболее важных положений НФО в техническом вузе проводился анализ определений этого педагогического процесса различными специалистами на основе анализа литературы. С учетом накопленного практического опыта рассматривается реализация выявленных основных положений НФО на кафедре физвоспитания МАДИ. Особое внимание уделяется учебно-исследовательской работе студентов, ежегодному мониторингу их физического состояния, междисциплинарной интеграции технических и гуманитарных знаний за счет реализации межпредметных связей.
Об авторах
Владислав Иванович ВишневскийРоссия
канд. пед. наук, доц.
Вера Львовна Щербакова
Россия
канд. биол. наук, доц.
Арина Игоревна Суслова
Россия
студент
Список литературы
1. Белых, С. И. Новые методики подготовки преподавателей кафедр "Физическое воспитание" / С. И. Белых // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 7(125). – С. 31-38. – DOI 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p31-38. – EDN UBYIDN.
2. Вилянский, В. Н. Технология непрофессионального физкультурного образования студентов, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию / В. Н. Вилянский, С. А. Черниговская // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 3. – С. 20-25. – EDN RXCIIB.
3. Вишневский, В. И. Автоматизированная система определения и оценки уровня физического состояния и физической подготовленности студентов МАДИ / В. И. Вишневский, Р. М. Валвенкин // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2019. – № 2(20). – С. 22. – EDN WJAFUT.
4. Вишневский, В. И. Физическая подготовленность студентов МАДИ экономического факультета первого курса очно-заочной формы обучения в условиях пандемии / В. И. Вишневский, В. Л. Щербакова, А. И. Саликова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2021. – № 2(28). – EDN QKAYWY.
5. Вишневский, В. И. Уровень физического состояния и физической подготовленности студентов первого курса специальностей АСУ, ИТС / В. И. Вишневский, В. Л. Щербакова, Р. Э. Халилов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2023. – № 2(36). – EDN KGWRWB.
6. Выдрин, В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование студентов / Выдрин В.М. // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5-6. – С. 15-17.
7. Галкин, Ю.П. Проблемы физической рекреации и неспециального физкультурного образования работников промышленного производства: На прим. АО г. Смоленска: специальность 13.00.04: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Галкин Ю.П. – Санкт-Петербург, 1996. – 458 с.
8. Григорьев, В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов: специальность 13.00.04: автореферат дисссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Григорьев В.И. ; Санкт.-Петерб. Гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2002. – 59 с.
9. Зинченко, В.П. Образование, культура, сознание / В.П. Зинченко. – М., 1992.
10. Лотоненко, А.В. Структура и функции неспециального физкультурного образования студентов / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, И.Б. Щербакова // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. – 2010. – № 1(3). – С. 163-172.
11. Лотоненко, А.В. Молодежь и физическая культура / А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. – Москва: Физкультура, образование и наука, 1997. – 317 с.
12. Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 1-3. – EDN PHWTZY.
13. Матвеев, А.П. Физкультурное образование: проблемы и перспективы развития /А.П. Матвеев. – М.: РГАФК, 1996. – 37 с.
14. Митрофанова, Е. С. Инновационные подходы в физкультурном образовании студентов вузов / Е. С. Митрофанова, Т. Н. Лазаренко, И. В. Газизова // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса : Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летия факультета физической культуры, Шуя, 26 апреля 2024 года. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2024. – С. 206-210. – EDN MPXSUW.
15. Новиков, С. В. Значение неспециального физкультурного образования школьника в повы- шении уровня его физической подготовленности / С. В. Новиков // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 12(34). – С. 357-359. – EDN PCHAGJ.
16. Соловьева, Л. И. Социальные аспекты физического воспитания / Л.И. Соловьева. – Новосибирск: СоцИск, 2017. – С. 91–93.
17. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студентов вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 «Физ. Культура» и специальности 022300 – «Физ. культура и спорт» / [Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.]; Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – Москва: Совет. спорт, 2003 (Вологда: ПФ Полиграфист). – 463 с.
18. Ткаченко, О.Л. Воспитательная функция физической культуры в высшем образовании / О.Л. Ткаченко. – Новосибирск : Издательство НГУ, 2020. – 180 с.
19. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения / Е. В. Фазлеева, А. С. Шалавина, Н. В. Васенков [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10, № 5. – EDN SCZANZ.
20. Выдрин, В.М. Физическая культура – вид культуры личности и общества (Опыт ист.-методол. анализа пробл.) / В.М. Выдрин. – Омск : Изд-во СибАДИ, 2003.– 141 с.
21. Черкасов, А. Ю. Мотивация студенческой молодежи к занятиям физической культурой (по материалам социологического исследования) / А. Ю. Черкасов, Д. М. Мерзликин // Автономия личности. – 2020. – № 3(23). – С. 44-53. – EDN RNFBGZ.
Рецензия
Рецензент: М.В. Соловых, канд. пед. наук, доц., МАДИ