Влияние санкций на международную образовательную миграцию в высшем образовании: возможности сотрудничества стран БРИКС
Аннотация
В данной статье авторы выявляют негативные последствия санкций для российских и зарубежных студентов и преподавателей, включая ограничения на доступ к образовательным ресурсам, финансовые трудности и сложности с визами. Выделяется потенциал сотрудничества стран БРИКС для преодоления этих негативных последствий. В центре внимания – разработка новых стратегий и подходов к глобальному обучению, которые позволят укрепить академические связи между странами БРИКС, обеспечить доступ к качественному высшему образованию для студентов из всех стран-участниц и способствовать развитию совместных образовательных программ и исследовательских проектов. Статья рассматривает примеры успешного сотрудничества в сфере образования в рамках БРИКС, а также предлагает рекомендации для дальнейшего укрепления этого сотрудничества в условиях геополитической нестабильности.
Об авторах
Светлана Викторовна КиселеваРоссия
магистрант
Арина Ренатовна Садердинова
Россия
студент
Список литературы
1. Факторы, влияющие на успеваемость учащихся: взгляд со стран Ближнего Востока и Северной Африки / Э. Дорн, М. Кравиц, Ч. Мужаес, М. Муршед, С. Холл, Д. Шмаутцер // McKinsey&Company. – 2017. 13 октября. – URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights/drivers-of-student-performance-insights-from-the-middle-east-and-north-africa (дата обращения: 19.01.2025).
2. Кулен, Р. Для чего нужна интернационализация образования? / Р. Кулен // Международное высшее образование. – 2106. – Вып. 83. – URL: https://ihe.hse.ru/article/download/2975/2713/?ysclid=m694c2dnl6283059910 (дата обращения 19.01.2025).
3. Лемуткина, М. Санкции убедили россиян в возможностях отечественного образования / М. Лемуткина // Взгляд. – 2024. – 12 февраля. URL: https://m.vz.ru/society/2024/2/12/1249648.html?amp&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D&ysclid=m692950hpx299207479 (дата обращения 19.01.2025).
4. Майер А. Среди российских абитуриентов вновь начал расти спрос на обучение за рубежом / А. Майер // Ведомости. – 2023. – 10 июля. – URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/07/10/984428-spros-na-obuchenie-za-rubezhomr (дата обращения 18.01.2025).
5. Молокова, Е. Л. Перспективы российской высшей школы в условиях риска и неопределенности / Е. Л. Молокова // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2022. – № 5. – EDN KABWYI.
6. Пудовкина К. Россия готова к сотрудничеству в рамках высшего образования с западными странами / К. Пудовскина // Деловой журнал «Профиль». – 2022. – 04 июня. – URL: https://profile.ru/news/society/rossiya-gotova-k-sotrudnichestvu-v-ramkah-vysshego-obrazovaniya-s-zapadnymi-stranami-1095262/?ysclid=m7i2inzwkh353401584 (дата обращения: 23.02.2025).
7. Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование / С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская, В. И. Скоробогатова, В. А. Безвербный // Экономика региона. – 2019. – Т. 15, № 2. – С. 420-435. – DOI 10.17059/2019-2-9. – EDN UCCDQM.
8. Стародубцев, А. Выход России из Болонской системы: что это значит и почему международная академическая карьера по-прежнему возможна/ А. Стародубцев // НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. – 2022. – 25 июля. – URL: https://spb.hse.ru/news/703048906.html (дата обращения: 18.01.2025).
9. Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова: Болонский процесс (до 2010 г.). – URL: https://www.econ.msu.ru/departments/cphe/cmiac/ehee/bp/ (дата обращения: 19.01.2025).
Рецензия
Рецензент: Л.М. Сафина, канд. филол. наук, доц., МАДИ