Немоторизованная мобильность: терминология и классификация
Аннотация
Развитие современных городов требует изменения подходов к модернизации транспортных систем. Доказанная мировым опытом синергия между массовым пассажирским транспортом и немоторизованной мобильностью лежит в основе этих подходов. Однако в сфере немоторизованной мобильности до сих пор отсутствует чёткая терминология и классификация устройств, используемых для облегчения и ускорения перемещения людей. В статье рассматриваются существующие системы классификации таких устройств и предлагается вариант, предназначенный для обобщённой классификации транспортных средств и видов мобильности в Правилах дорожного движения. Разработанная система классификации транспортных средств подкреплена соответствующей терминологией и определениями. На её основе определены направления совершенствования Правил дорожного движения и смежного законодательства.
Об авторах
Сергей Вячеславович ШелмаковРоссия
канд. техн. наук, доц.
Алексей Борисович Галышев
Россия
канд. техн. наук, доц.
Список литературы
1. Шелмаков, С. В. Немоторизованная мобильность / С. В. Шелмаков, А. Б. Галышев. – Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2020. – 180 с. – EDN ZEHNNT.
2. Астафьев, С. А. Влияние средств индивидуальной мобильности на повышение комфортности городской среды / С. А. Астафьев, П. С. Астафьева // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2024. – Т. 26, № 1. – С. 70-82. – DOI 10.31675/1607-1859-2024-26-1-70-82. – EDN DHEPVY.
3. The Nature of Information / G. G. Scarrott // The Computer Journal. – 1989. – Vol. 32, iss. 3. – P. 262–266. – DOI 10.1093/comjnl/32.3.262.
4. Коган, Д. Б. Homo mobilis – человек мобильный / Д. Б. Коган // Автомобильный транспорт. – 2016. – № 1. – С. 32-37. – EDN YMGCEP.
5. Safe Micromobility. OECD/ITF. (2020). – URL: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/safe-micromobility_1.pdf (дата обращения 30.01.2025).
6. Greener Micromobility. ITF, International Transport Forum Policy Papers, No. 131, OECD Publishing, Paris, (2024). – URL: https://doi.org/10.1787/9aa6e85a-en (дата обращения 30.01.2025).
7. Regulation (EU) No 168/2013 of the European Parliament and of the Council of 15 January 2013 on the approval and market surveillance of two- or three-wheel vehicles and quadricycles. – URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2013/168/oj/eng (дата обращения 30.01.2025).
8. Understanding and Tackling Micromobility: Transportation's New Disruptor. / Governors Highway Safety Association (GHSA). – August 2020. – 44 р.
9. SAE J3194_201911 Taxonomy and Classification of Powered Micromobility Vehicles. – URL: https://www.sae.org/standards/content/j3194_201911/ (дата обращения 30.01.2025).
10. ГОСТ Р 70514-2022 Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний.
11. Донченко, В. В. Анализ основных классификационных систем средств индивидуальной мобильности / В. В. Донченко, В. А. Купавцев // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2021. – Т. 18, № 3(79). – С. 252-263. – DOI 10.26518/2071-7296-2021-18-3-525-263. – EDN XSNOXC.
12. Майоров, В. И. Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего статус участников дорожного движения, использующих средства индивидуальной мобильности / В. И. Майоров // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2022. – № 4(103). – С. 69-77. – DOI 10.55001/2312-3184.2022.67.54.007. – EDN OBHMVA.
Рецензия
Рецензент: В.В. Донченко, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., РУТ (МИИТ)