Оценка возможности использования концепции «Vision zero» для развития ВелоСИМ движения в Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматривается возможность использования основных положений концепции «Vision zero» для развития городских транспортных систем Российской Федерации. В частности, для развития велосипедного движения и движения средств индивидуальной мобильности (СИМ) в российских городах. Концепция «Vision zero» была принята в Швеции в середине 90-х годов прошлого века и главной ее задачей является борьба с травматизмом и смертностью в результате дорожной аварийности. Главным допущением, которое принимает данная концепция является тот факт, что человеку свойственно ошибаться. Потому транспортные системы необходимо проектировать таким образом, чтобы они работали безошибочно, и тем компенсировали несовершенство человеческой деятельности. Для успешной реализации данной концепции необходимо следовать четырем основным принципам: контроль и разделение, функциональная гармония, предсказуемость и простота, и стремление к ограничениям. Чтобы оценить возможность внедрения данных принципов на практике, нужно понимать отношение местного населения к данному вопросу. Для этого проще всего использовать социологические опросы. И такие опросы были проведены специалистами МАДИ в 2022 – 2024 гг. Анализ их результатов показал, что в целом жители г. Москвы неплохо воспринимают те изменения в транспортной политике, которые соотносятся с внедрением на практике концепции «Vision zero». В том числе те, которые связаны с развитием велосипедного и СИМ движения. В то же время, опросы показали, что безболезненно внедрить основные положения концепции в нашей стране не удастся. Потому в заключение предложен список мер необходимых для преодоления переходного периода.
Список литературы
1. Павлов, И. А. Европейский опыт обеспечения безопасности на дорогах / И. А. Павлов // Будущее науки - 2013 : материалы Международной молодежной научной конференции, Курск, 23–25 апреля 2013 года / Ответственный редактор Горохов А.А. Том 3. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2013. – С. 116-119. – EDN TNARYL.
2. Концепция нулевой смертности. Vägverket, Шведское дорожное управление. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/roadsafe/unda/Sweden_Rus_VisionZero.pdf (дата обращения 05.07.2024).
3. Зеленцова, В. В. Сравнительный анализ традиционного подхода к безопасности дорожного движения и безопасной системы / В. В. Зеленцова, Н. А. Слободчиков // Системный анализ и логистика. – 2021. – № 2(28). – С. 78-84. – DOI 10.31799/2077-5687-2021-2-78-84. – EDN DVCQTB.
4. Левинская, А. И. Упущенный велопотенциал России / А. И. Левинская, С. В. Шелмаков // European Journal of Natural History. – 2021. – № 4. – С. 32-38. – EDN TFDTRN.
5. Балбуцкий, И. Г. Использование принципов концепции Vision Zero при модернизации городской улицы / И. Г. Балбуцкий // Инновационное развитие транспортного и строительного комплексов : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию БелИИЖТа - БелГУТа. В 2-х частях, Гомель, 16–17 ноября 2023 года. – Гомель: Белорусский государственный университет транспорта, 2023. – С. 368-370. – EDN FYDIPR.
6. Зейналов, Ф. Н. О применимости шведской программы повышения безопасности дорожного движения «Vision zero» к Российской действительности / Ф. Н. Зейналов // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2020. – № 1(82). – С. 92-98. – EDN BPCQKK.
7. Гусева, А. А. Стратегическое планирование в области обеспечения безопасности дорожного движения на примере шведского Королевства / А. А. Гусева // Современная наука. – 2024. – № 1. – С. 11-14. – EDN RJMHOV.
8. Ивченко, Д. С. Основные положения программы Vision Zero в контексте модернизации уличной и дорожной сети Беларуси / Д. С. Ивченко // Молодежь и научно-технический прогресс : Сборник докладов XIV международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2 т., Губкин, 08–09 апреля 2021 года. Том 1. – Губкин: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2021. – С. 332-334. – EDN IZGUKH.
9. Трофименко, Ю. В. Предложения по совершенствованию социологических исследований в области развития немоторизированного транспорта / Ю. В. Трофименко, А. Б. Галышев // 9-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса : сборник докладов Международной научно-технической конференции, Москва, 29 января 2021 года. – Москва: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2021. – С. 575-588. – EDN CRNUJI.
10. Капский, Д. В. Внедрение современных подходов к безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. Необходимость подготовительного периода / Д. В. Капский, С. В. Богданович, А. С. Волынец // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии : сборник научных статей / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет. Том Выпуск 3. – Минск : Белорусский национальный технический университет, 2021. – С. 7-22. – EDN MEJJKQ.
Рецензия
Рецензент: С.В. Шелмаков, канд. техн. наук, доц., МАДИ