Preview

Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. = Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura.

Расширенный поиск

О ВАЖНОСТИ УЧЁТА УВОДА ШИН И КРЕНА НЕСУЩЕЙ СИСТЕМЫ ПРИ РАСЧЁТЕ КРИТИЧЕСКОЙ СКОРОСТИ ПО ОПРОКИДЫВАНИЮ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Аннотация

Одним из важнейших эксплуатационных свойств для любых транспортных средств является устойчивость. Различают продольную и поперечную, статическую и динамическую, курсовую и траекторную устойчивость. Статическая устойчивость характеризует состояние транспортного средства во время стоянки или движения на малой скорости, а динамическая устойчивость – при прямолинейном движении по неровностям или при криволинейном движении. В данной статье рассматривается динамическая устойчивость грузового автомобиля при криволинейном движении по горизонтальной поверхности под действием боковой силы. Автор статьи отмечает, что во многих случаях при расчёте критической скорости по опрокидыванию не учитываются увод эластичных шин и крен несущей системы, что приводит в ряде случаев к существенной погрешности результата. Углы увода и крен неподрессоренных масс зависят преимущественно от жёсткости шин, а на крен подрессоренных масс влияют характеристики и состояние упругих элементов подвески и амортизаторов, а также положение центра тяжести груза. В рамках настоящего исследования обоснована необходимость учёта перечисленных параметров при оценке динамической поперечной устойчивости транспортного средства. Автором разработана математическая модель для кинематического расчёта поворота, позволяющая учесть увод шин, а также крен неподрессоренных и подрессоренных масс с применением метода итерационного приближения. Произведена оценка относительной погрешности расчёта критической скорости по опрокидыванию без учёта и с учётом перечисленных выше параметров движения.

Об авторе

Михаил Павлович Малиновский
МАДИ
Россия

канд. техн. наук, доц.



Список литературы

1. Сатер, Г. Устойчивость компактных транспортных средств против бокового опрокидывания и скольжения / Г. Сатер, В.В. Гаевский // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2021. – № 3 (66). – С. 19-26.

2. Сатер, Г. Моделирование и расчет параметров систем активного контроля крена компактных транспортных средств с механизмами наклона / Г. Сатер, В.В. Гаевский, Ф.К. Дьяков // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2022. – № 2 (69). – С. 42-52.

3. Павлов, В.В. Теоретические основы взаимодействия гусениц с грунтом при повороте машины / В.В. Павлов // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). – 2005. – № 5. – С. 38-45.

4. Кладов, Д.Ю. Остойчивость машины-амфибии при движении по воде / Д.Ю. Кладов, О.И. Трифонова, В.В. Буренин // Наука, техника и образование. – 2017. – Т. 2, № 5 (35). – С. 18-26.

5. Малахов, Д.Ю. Амфибийная роторно-винтовая платформа для рейдовой разгрузки судов / Д.Ю. Малахов, С.В. Зайцев, С.А. Карасева // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2021. – № 3 (66). – С. 27-34.

6. Романова, А.Т. Влияние триботехнических процессов в системе колесо-рельс на экономические показатели железнодорожного транспорта / А.Т. Романова, Ю.М. Лужнов // Транспортное дело России. – 2022. – № 2. – С. 10-15.

7. Мандровский, К.П. Оптимизация опорного контура колесной машины, оснащенной манипуляторным оборудованием, для повышения ее устойчивости / К.П. Мандровский, Я.И. Тюрин // Вестник машиностроения. – 2017. – № 10. – С. 33-34.

8. Тюрин, Я.И. Исследование устойчивости колёсно-шагающих экскаваторов при помощи системы автоматизированного проектирования / Я.И. Тюрин, К.П. Мандровский // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2018. – № 4 (55). – С. 34-38.

9. Разработка принципов повышения устойчивости автопоездов от бокового опрокидывания в повороте / Г.Г. Анкинович, А.Н. Вержбицкий, М.М. Жилейкин, Г.И. Скотников // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2016. – № 2 (671). – С. 28-35.

10. Повышение курсовой устойчивости за счет совершенствования динамической системы автопоезда / П.П. Гамаюнов, Ш.М. Игитов, И.С. Золин, Е.К. Песков // Приоритеты развития автотранспортного и дорожного комплекса: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – М., 2021. – С. 95-99.

11. Зорин, В.А. Развитие теории и практики обеспечения технической и технологической безопасности транспортных средств / В.А. Зорин, Н.С. Севрюгина // Информационные технологии и инновации на транспорте: материалы 2-ой Международной научно-практической конференции / под общ. ред. А.Н. Новикова. – 2016. – С. 294-305.

12. Малиновский, М.П. "Отскок подвески" и прогнозирующие свойства системы динамической стабилизации автопоезда / М.П. Малиновский // Автомобильная промышленность. – 2021. – № 12. – С. 12-16.

13. Malinovsky, M.P. Experimental study of an articulated vehicle performing a lane changing maneuver / M.P. Malinovsky // Science Journal of Transportation. – 2022. – № 12. – С. 188-197.

14. Мальцев, А.В. Влияние остаточной деформации пружин подвески на эксплуатационные показатели автомобилей / А.В. Мальцев, Д.А. Тихов-Тинников, А.И. Федотов // Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации: материалы 110-й Международной научно-технической конференции. – 2021. – С. 182-186.

15. Малиновский, М.П. Учёт бортовыми средствами дифферента подрессоренных масс транспортного средства при определении его загрузки / М.П. Малиновский // Автомобильная промышленность. – 2022. – № 10. – С. 18-23.

16. Плавельский, Е.П. НИЦИАМТ НАМИ: решение проблем исследования и подтверждение соответствия колесных машин с высоким центром масс и подвижным грузом / Е.П. Плавельский, Э.Н. Никульников, А.Е. Плавельский // Автомобильная промышленность. – 2009. – № 7. – С. 9-11.

17. Балакина, Е.В. Нужно ли учитывать крен и дифферент кузова при оценке устойчивости движения АТС при торможении? / Е.В. Балакина, Н.М. Зотов // Автомобильная промышленность. – 2012. – № 2. – С. 17-19.

18. Малиновский, М.П. Основные положения теории геометрического увода / М.П. Малиновский // Автомобильная промышленность. – 2021. – № 1. – С. 19-23.

19. Малиновский, М.П. Разработка плоской модели геометрического увода при повороте транспортного средства с двумя управляемыми мостами / М.П. Малиновский // Труды НАМИ. – 2021. – № 2 (285). – С. 34-45.

20. Балакина, Е.В. Сравнительная оценка результатов определения углов увода эластичного колеса по деформационной теории и теории нелинейного увода / Е.В. Балакина, А.А. Ревин, Н.М. Зотов // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). – 2006. – № 6. – С. 100-105.

21. Подригало, М.А. Оценка устойчивости движения колесных машин с учетом нелинейного бокового увода шин / М.А. Подригало, Д.М. Клец, Н.П. Артемов // Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном производстве: материалы Международной научно-технической конференции. – 2014. – С. 103-108.

22. Антонов, Д.А. Расчёт устойчивости движения многоосных автомобилей. – М.: Машиностроение, 1984. – 168 с.

23. Петренко, А.М. Устойчивость специальных транспортных средств: учебное пособие / МАДИ. – М., 2013. – 41 с.

24. Ходес, И.В. Поперечные угловые колебания двухосной колесной машины в режиме периодических подруливаний / И.В. Ходес, М.Ю. Илюхин // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. – 2004. – № 3. – С. 91-96.

25. Павлов, В.В. Теория движения многоцелевых гусеничных и колесных машин: учебник для вузов / В.В. Павлов, В.В. Кувшинов. – Чебоксары: ООО «Чебоксарская типография №1», 2011. – 424 с.


Рецензия

Рецензент: Н.И. Баурова, д-р. техн. наук, проф., МАДИ

Просмотров: 162


ISSN 2409-7217 (Online)