Электронный научный журнал "Автомобиль. Дорога. Инфраструктура" издается на основании решения Ученого совета МАДИ от 14 марта 2014 г. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-60234 от 17 декабря 2014 г.
Журнал включен в перечень ведущих научных рецензируемых журналов и изданий ВАК по специальностям:
- 2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели (технические науки)
- 2.5.6. Технология машиностроения (технические науки)
- 2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы (технические науки)
- 2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы (технические науки)
- 2.9.9. Логистические транспортные системы (технические науки)
Тематика журнала включает в себя следующие разделы:
- проблемы автомобильного транспорта;
- вопросы транспортного строительства;
- экономика и управление на транспорте и в строительстве;
- техносферная безопасность;
- транспортная техника;
- менеджмент и управление на транспорте;
- безопасность дорожного движения;
- инженерная педагогика и вопросы образования.
Главная задача журнала – обмен опытом и пропаганда достижений науки и техники в таких областях знаний как автомобильный транспорт, транспортное строительство, экономика и управление на транспорте и в строительстве, информационные технологии , безопасность дорожного движения, инженерная педагогика.
Предоставление читателю актуальной информации и объективной оценки основных тенденций, инноваций, технологий развития автотранспортного комплекса и дорожного строительства.
ISSN - 2409-7217
Текущий выпуск
2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели
В статье рассматриваются источники силового возмущения колебаний автомобильного двигателя внутреннего сгорания на режимах холостого хода. В статье показано, что предположения о равномерном вращении коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода не позволяет адекватно оценить все переменные силовые факторы и их вклад в возбуждение колебаний двигателя на подвеске. Неравномерность угловой скорости коленчатого вала, вызванная как естественными особенностями кинематики кривошипно-шатунного механизма поршневого двигателя, так и неидентичностью последовательных рабочих процессов в его цилиндрах существенно изменяет параметры переменных силовых факторов, действующих на силовой агрегат. При этом амплитуда силового воздействия, вызванная неравномерностью угловой скорости, прямо пропорциональна моменту инерции маховика и обратно пропорциональна числу цилиндров двигателя.
В статье представлены результаты математического моделирования рабочего процесса двигателя с искровым зажиганием при его работе на бензине и двух топливах, не содержащих углерод: водород и аммиак. Для проведения расчетного исследования применен программный комплекс, разработанный в МАДИ. Процесс тепловыделения в камере сгорания двигателя описывается моделью, предложенной Вибе. Для каждого из исследуемых топлив был определен показатель m кривой тепловыделения. Выбор величины m проводился из условия совпадения экспериментальных и расчетных данных по максимальному давлению цикла и наибольшей скорости нарастания давления. На втором этапе расчетных исследований оценивалось влияния на показатели рабочего процесса двигателя с искровым зажиганием от перехода на водород и аммиак. Состав смеси в данном исследовании принимался стехиометрическим. С переходом на водород максимальное значение скорости тепловыделения возрастает на 17,5% по сравнению с бензином, в то время как на аммиаке она возрастает на 1,6%. Работа двигателя на аммиаке отличается наибольшим часовым расходом топлива, который в 2,6 раза выше, чем у бензина и в 6,2 раз – чем у водорода.
2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы
Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития применения газодизельного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в районах Крайнего Севера. Рассмотрены цели разработки газодизельной силовой установки, процессы работы силовой установки с модифицированной газодизельной системой питания, рациональность эксплуатации в районах крайнего севера. Проведен анализ топливной смеси, состоящей из дизельного и газового топлива. Выполнена оценка ценовой политики топливного рынка и обоснована целесообразность применения газодизельных двигателей на автомобилях, эксплуатирующихся в районах Крайнего Севера. Предложен вариант транспортировки топливной смеси в специальном резервуаре до отдаленных рабочих участков, эксплуатирующих газодизельные силовые установки. Дополнительно представлена потенциальная модель резервуара газодизельной передвижной заправочной станции.
В статье рассмотрена модернизация конструкции асфальтоукладчиков отечественного производства, направленная на повышение эффективности транспортирования крупногабаритной техники. Проанализированы аспекты, связанные с упрощением транспортировки асфальтоукладчиков отечественных производителей. Особое внимание уделено проблемам, с которыми сталкиваются организации, обеспечивающие укладку асфальтобетонной смеси. Предложено конструктивное решение для их устранения путём установки модернизированной рамы кабины оператора, отвечающей эргономическим требованиям операторов при работе машины. Предлагаемая конструкция обеспечит снижение транспортных габаритов асфальтоукладчика при транспортировке, что повлияет на скорость выполнения работ и их стоимость.
В данной работе представлена оценка нагруженности приводных осей самоходных модульных транспортных средств (далее по тексту СМТС) при различных режимах. СМТС используются для перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов. В статье приведено описание особенностей СМТС и конструкции приводной оси на примере транспортера Cometto MSPE EVO2. На основании технических характеристик СМТС определены зависимости максимальной частоты вращения входного вала приводной оси от крутящего момента для различных конфигураций. Полученные зависимости позволяют определить параметры движения СМТС: максимальную скорость для каждой конфигурации в зависимости от нагрузочных условий (осевая нагрузка и продольный уклон дороги). На основе рассчитанных параметров работы СМТС может быть определено время прохождения маршрута перевозки и выбрана необходимая конфигурация для преодоления маршрута с известными характеристиками (продольный уклон) с конкретной массой груза.
Статья посвящена вопросу подогрева топлива в цистерне заправщика. Рассмотрены некоторые причины ухудшения свойств текучести дизельного топлива в условиях воздействия низких температур. Проанализированы различные варианты конструкций цистерн автотопливозаправщиков.
Рассмотрена конструкция автоцистерны, изготовленной из композитного материала и варианты исполнения системы обогрева топлива.
Проведен анализ факторов, влияющих на обеспечение требуемого температурного режима транспортировки дизельного топлива. Описаны средства поддержания необходимого режима.
В статье представлены основные положения математического описания температурного режима транспортировки ГСМ. Указанные зависимости дают практическую возможность проведения расчетов тепловых потерь и требуемого количества теплоты.
В заключительной части описаны практические рекомендации по обеспечению требуемого температурного режима транспортировки дизельного топлива в условиях действия низких отрицательных температур.
В статье представлен анализ работы двухкаскадного узла щелевых уплотнений круга циркуляции экспериментального гидротрансформатора У358012ВМ. На основании проведенного теоретического анализа были выбраны оптимальные размеры щелей двухкаскадного уплотнительного узла, гарантирующие его надежную работу, а также оптимальный размер сливного отверстия. В работе на основе расчета влияния конструктивных параметров двухкаскадного уплотнительного узла выявлено, что величина статического напора подпитки в круге циркуляции существенно зависит от соотношения размеров щелей насосного и турбинного валов первого каскада, а также зависит от режима работы гидротрансформатора, кроме того желательно, что бы при конструировании уплотнительного узла по двухкаскадной схеме радиальный зазор в щели на насосном валу был больше зазора на турбинном валу.
Автомобильные дороги являются неотъемлемой частью нашей жизни, количество автомобилей ежегодно увеличивается, что требует создания качественных асфальтобетонных покрытий, поэтому возникает вопрос о модернизации технологии укладки дорожного полотна. В данной статье предлагается разработка модуля инновационной технологии укладки дорожных покрытий, а именно перегружатель асфальтобетонной смеси, который позволит оптимизировать процесс транспортировки смеси из кузова автосамосвала в приемный бункер асфальтоукладчика. Рассмотрены преимущества и недостатки использования перегружателей асфальтобетонных смесей, используемых при строительстве разных категорий автомобильных дорог, подробно изучены этапы строительства и процессы, возникающие в асфальтобетонной смеси. Произведены расчеты времени укладки асфальтобетонных покрытий при использовании традиционной технологии, а также при использовании проектируемого перегружателя. Сравнительный анализ продемонстрировал целесообразность технологии, которая позволяет повысить качество дорожного полотна.
Процесс разгона при тягово-динамическом расчёте подразделяется на несколько этапов, наиболее сложным из которых для математического описания является трогание с места. Статья посвящена исследованию диафрагменного сцепления, применяемого на легковых и грузовых автомобилях. При построении графика разгона для автомобиля с традиционной механической трансмиссией принимаются пять допущений, и одно из них касается коэффициента запаса фрикционного сцепления, при использовании которого возникают несколько заблуждений: характеристикой сцепления является момент трения; табличные значения приведены без указания источника; не различают динамический и статический коэффициент запаса; при смещении по внешней скоростной характеристике коэффициент запаса изменяется. Авторы отмечают, что основная проблема заключается в информационном дефиците реальных значений момента трения. Проведён эксперимент по определению жёсткости тарельчатой пружины для диафрагменных сцеплений с пробегом. Сформулированы выводы о влиянии различных факторов на коэффициент запаса сцепления.
2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы
В статье рассматриваются причины потери цели для оптической видимости системой advanced driver-assistance system (ADAS) при эксплуатации в различных условиях. Вследствие этого наблюдаются нарушения в работе системы ADAS в целом, которые могут привести к дорожно-транспортному происшествию. Такая проблема характерна для условий эксплуатации в любых условиях. Целью работы является описание разработанной авторами методики сравнительных испытаний автомобилей на дорогах общего пользования. Задачей данной методики является сравнение поведения автомобилей при разных условиях эксплуатации, влияющих на потерю цели, при работе адаптивного круиз-контроля и удержания в полосе на дорогах общего пользования. В рамках поставленной задачи разработан алгоритм подготовки к испытаниям. Описано оборудование, необходимое для проведения испытаний. Обосновано количество задействованных автомобилей, а также их взаимное расположение на проезжей части во время испытаний. Конкретизированы и детально описаны обязанности каждого члена команды испытателей. Разработана методика замера времени с момента потери и до момента восстановления захвата цели. Обоснован выбор протяжённости испытаний по пробегу и направления движения для получения достаточного количества замеров для последующего анализа. Приведены результаты проведенных испытаний.
2.9.9. Логистические транспортные системы
Первая половина 2022 года стала для российской автомобильной промышленности периодом больших испытаний. Из-за введенных Западом экономических ограничений ввоз отдельных автомобильных комплектующих напрямую оказался запрещен, поставки других стали невозможны из-за нарушения логистических цепочек. Многим иностранным автокомпаниям, включая европейские и японские, напрямую запретили инвестировать в российскую экономику. В результате автомобильные сборочные заводы, которых в последние десятилетия в России появилось немало, весной прошлого года еще поработали на остатках уже, ввезенных машинокомплектов, но к середине года почти все из них остановились.
Несмотря на то, что со временем российская автомобильная промышленность нашла способ функционировать в новых условиях и постепенно к ним адаптируется, задача создания собственных технологий и компонентной базы остается актуальной.
В статье приведён анализ возможных путей выхода из ситуации дефицита автокомпонентов и выделен наиболее эффективный метод для реализации локализованного производства и минимизации зависимости отрасли от импорта.
Вопросы инженерной педагогики
В статье рассматриваются развитие курса профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» с момента его появления в различных неязыковых вузах России по настоящее время, приводятся результаты сравнения по нескольким программ подготовки переводчиков в неязыковых (преимущественно технических) вузах России, существующих в настоящее время. Статья направлена на выявление современных тенденций в программах профессиональной переподготовки переводчиков в неязыковых вузах, перспектив развития таких программ и их актуальности в будущем, а также затрагивает вопросы необходимости создания структурных подразделений гуманитарной направленности в технических вузах – гуманитарных факультетов, языковых центров и пр. Данные, приведенные в статье, и их анализ позволяют сделать выводы о необходимости совершенствования языковых и, в частности, переводческих программ в технических вузах, введения в них новых дисциплин, в особенности изучающих передовые и постоянно совершенствующиеся технологии машинного перевода и уделения повышенного внимания изучению устного перевода.
Особенности личности человека и особенности деятельности оказывают влияние на формирование его психических состояний. Неблагоприятные психические состояния нарушают течение психических функций, формируют отрицательные, неадекватные социальным требованиям особенности и свойства личности, ухудшают результативность деятельности, ослабляют психическое и физическое здоровье.
В процессе физкультурно-спортивной деятельности студенток могут возникать различные психические состояния, вызывающие однозначные изменения в организме и по разному влияющие на учебную деятельность в целом. Выразительность различных психических состояний студенток проявляется в период их зачетно-экзаменационной сессии. Наиболее распространенными считаются следующие психические состояния: тревожность, страх, монотония, пресыщение, стресс, неуверенность в себе и т. д.
Данное исследование проведено в процессе практических физкультурно-спортивных занятий студенток в период зачетно-экзаменационной сессии. На основе полученных данных их личностных качеств, особенностей их психических состояний и выполненного научного анализа разработаны средства и методы, даны практические рекомендации по формированию положительных психических состояний, таких как стабилизация положительных эмоциональных состояний и психосаморегуляция.