Электронный научный журнал "Автомобиль. Дорога. Инфраструктура" издается на основании решения Ученого совета МАДИ от 14 марта 2014 г. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-60234 от 17 декабря 2014 г.
Журнал включен в перечень ведущих научных рецензируемых журналов и изданий ВАК по специальностям:
- 2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели (технические науки)
- 2.5.6. Технология машиностроения (технические науки)
- 2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы (технические науки)
- 2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы (технические науки)
- 2.9.9. Логистические транспортные системы (технические науки)
Тематика журнала включает в себя следующие разделы:
- проблемы автомобильного транспорта;
- вопросы транспортного строительства;
- экономика и управление на транспорте и в строительстве;
- техносферная безопасность;
- транспортная техника;
- менеджмент и управление на транспорте;
- безопасность дорожного движения;
- инженерная педагогика и вопросы образования.
Главная задача журнала – обмен опытом и пропаганда достижений науки и техники в таких областях знаний как автомобильный транспорт, транспортное строительство, экономика и управление на транспорте и в строительстве, информационные технологии , безопасность дорожного движения, инженерная педагогика.
Предоставление читателю актуальной информации и объективной оценки основных тенденций, инноваций, технологий развития автотранспортного комплекса и дорожного строительства.
ISSN - 2409-7217
Текущий выпуск
2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели
Актуальной задачей при создании новых образцов и совершенствовании уже разработанных локомотивных теплоэнергетических установок является разработка мероприятий, направленных на повышение топливной экономичности на эксплуатационных режимах. Одним из технических решений является обеспечение наиболее эффективной смены рабочего тела в цилиндрах путем гибкого управления параметрами воздухоснабжения, что достигается применением альтернативных регулируемых приводов клапанного механизма газораспределения (МГР).
В статье выполнен теоретический анализ управляемых и неуправляемых фаз газораспределения (ФГР), который показал, что наиболее перспективным способом достижения наилучшей топливной экономичности на частичных режимах работы силовой установки является использование управляемых фаз газораспределения. Проведены расчетно-теоретические исследования по определению оптимальных фаз клапанов на режимах, отличных от номинального для двигателя типа ЧН26/26. Выполнен анализ альтернативных приводов органов газообмена для транспортных средств и энергетических установок. Обоснован выбор замены базового привода клапанов на электрогидравлический в условиях локомотивной установки. Создана электрогидравлическая система управления фазами выпускных клапанов, для которой разработана принципиальная схема работы и произведена ее эскизная проработка.
2.5.6. Технология машиностроения
В данной статье рассматривается применение различных видов термической и химикотермической обработки с целью повышения долговечности и увеличения ресурса как наиболее дефектоносных элементов карданных передач – крестовин, так и карданных передач автомобилей КАМАЗ серии 740.735 в целом. В статье приведены результаты анализа первого этапа испытаний, где все показатели долговечности напрямую связаны с тремя основными критериями – со свойствами базового материала, режимами и видом предварительной и окончательной термической обработки.
Для выбора оптимального варианта комбинированной обработки запланировано использование уравнений регрессии, где одновременно применяются два критерия: экспериментальные данные износа каждого образца, полученные при испытаниях на износостойкость, а также микротвердость поверхностного слоя, полученная, после совместного (комбинированного) применения термической и химикотермической обработки. Как результат, получены первичные уравнения регрессии, позволяющие оценить эффективность комбинированной обработки как для образцов из стали 30ХГСА, так и образцов из стали 45 в зависимости от полученной микротвердости.
2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы
В статье рассмотрена проблема влияния положения уплотняющего оборудования на степень уплотнения материала при стыках нового и старого асфальтобетонного покрытия. Исследование оптимального способа уплотнения в местах стыков позволит сделать асфальтобетонное покрытие более долговечным. Основным предметом исследования являются величина перекрытия и типы штампов, которыми выполняют уплотнение. На первом этапе проведено уплотнение цилиндрическим штампом, равнозначным гладкому вальцу. Необходимо выявить рациональную форму уплотняющего штампа для мест стыков и получить максимальный коэффициент уплотнения, а также единство структуры асфальтобетонного слоя. Разработан стенд, моделирующий уплотнение смеси в зависимости от положения штампа на местах стыков. Теоретическая и практическая задачи исследования предполагали обзор существующих видов стыков, проектирование и создание стенда для исследования рационального положения вальца относительно стыка, определение массы материала, выходящего за пределы места стыка при уплотнении, определение плотности материала.
В статье рассматривается конструкция спроектированной гибкой стрелы на специальном шасси для демонтажных строительных работ в стесненных условиях. Приводится подробное описание основных элементов конструкции, их назначений, а также принципов их работы. Разработанные 3-d модели разработанной для демонтажных работ конструкции спецмашины с гибкой стрелой. В качестве основного рабочего оборудования в работе рассмотрены гидравлические ножницы. Представлены технические решения их конструкции для работы с мелким строительным мусором, бетонными конструкциями и арматурой. Предложены варианты дооснащения специальным оборудованием для работы в разный временной суточный промежуток и в различных условиях как в стесненных, так и на открытой строительной площадке. Для управления гибкой стрелой было разработано гидрооборудование: специальный гидрораспределитель и гибкие оболочки, которые в комплексе отвечают за плавное и точное движение гибкой стрелы в стесненных условиях строительной площадки, а также приводятся варианты практического применения разработанной конструкции гибкой стрелы.
В статье приводятся результаты исследований чрезвычайных происшествий на территории Российской Федерации, статистические данные и проблемы, с которыми сталкиваются службы специального назначения. Целью работы является проведение исследований в сфере транспортных средств специального назначения роботизированного типа для последующего выявления присущих недостатков. Безопасность жизнедеятельности человека и окружающей среды - главное направление, над которым трудятся современное общество и научные деятели в целом. Посредством исследования и анализа внешних факторов окружающей среды. Ученые приходят к решениям, способствующие повышению уровня безопасности жизни человека. Полученные знания позволили службам спасения адаптироваться к чрезвычайным ситуациям таким образом, чтобы предотвращать или устранять их последствия. Наличие специальной техники на вооружение служб первого реагирования позволяет повысить эффективность оказания необходимой помощи. Однако человек ограничен в своих возможностях, поэтому в такие моменты очень востребовано наличие роботизированных комплексов и машин дистанционного управления, способных его заменить в труднодоступных условиях. Таким образом, основной задачей проведения исследования технических систем и механизмов транспортных средств специального назначения является обеспечение транспортных систем нового поколения наиболее эффективными агрегатами и механизмами в целях повышения эксплуатационного потенциала в различных сферах деятельности.
2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы
В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с применением искусственного интеллекта на автомобильном транспорте в целях повышения безопасности на транспорте и большой потенциал при их решении. Отражен процесс обучения нейронных сетей, состоящий из подготовки массива информации, создании новой или адаптации текущей архитектуры нейронной сети, подбора оптимальных параметров обучения машины. Представлено семь способов использования искусственного интеллекта с целью повышения безопасности на автомобильном транспорте: прогноз вероятности отказа оборудования, мониторинг подвижного состава, совершенствование адаптивных систем помощи водителю для предотвращения столкновений, системы предиктивной аналитики для обнаружения угроз до их возникновения, слежение за усталостью водителя, противодействие угону транспорта, оптимизация вождения. Рассмотрены функции безопасности с применением искусственного интеллекта
2.9.9. Логистические транспортные системы
В статье рассматриваются современные тенденции в области грузовых автомобильных перевозок. В частности, на основании направлений развития автотранспортной отрасли нашей страны, приведенной в «Транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», выявлены основные тенденции рынка грузовых автомобильных перевозок, обусловленных пандемией COVID-19, геополитическими событиями, а также повышением уровня контроля отрасли со стороны государственных органов. На основании проведенного анализа, современных тенденций в области грузовых автомобильных перевозок выделены основные критерии и показатели эффективности функционирования автомобильного транспорта, которые распределены на две группы показателей: оценки эффективности использования ресурсов автотранспортного предприятия и частные, обобщающие показатели эффективности грузовых автомобильных перевозок. Необходимо выделить, что приведенные показатели эффективности не выделяют грузоподъемность транспортных средств и являются общими, независимо от типа используемого транспортного средства. К показателям, непосредственно влияющим на использование транспортных средств, различной грузоподъёмности следует отнести схему организации перевозки.
Вопросы транспортного строительства
Статья посвящена исследованию формы, которую приобретает подвешенная гибкая однородная нерастяжимая нить в однородном поле силы тяжести. Проведено сравнение между линиями нити, полученными в ходе эксперимента, и теоретическими цепными линиями, полученными с учетом допущения, что нить является абсолютно гибкой и нерастяжимой. При расчете использовалось точное (в рамках принятых допущений) уравнение цепной линии и приближенное уравнение. Показано, что точное уравнение цепной линии хорошо согласуется с экспериментальными данными в широком диапазоне значений стрел провеса нити. Приближенное уравнение цепной линии удовлетворительно коррелирует с экспериментальными данными при малых стрелах провеса. С увеличением стрелы провеса нити погрешность расчета существенно увеличивается, и цепная линия, построенная с использованием приближенного уравнения, значительно отклоняется от экспериментальной кривой. Основываясь на хорошем соответствии точных теоретических цепных линий с экспериментальными кривыми, проводится сравнение результатов расчета стрелы провеса и максимального натяжения нити по точным и приближенным теоретическим формулам и определяется относительная погрешность результатов расчета, получаемых по приближенным формулам. Также определяется предельное значение отношения длины нити к длине пролета, при котором можно пользоваться приближенными формулами при заданной погрешности расчета.
Проблемы автомобильного транспорта
В рамках освоения районов Крайнего Севера по указу Президента Российской Федерации в данном исследовании определены особенности региона и эксплуатации автомобилей на Крайнем Севере. Обозначены ключевые причины отказов узлов и агрегатов транспортных средств, характерных для региона Крайнего Севера. Также проанализированы структура парка и состояние рынка сервисных услуг грузового автомобильного транспорта Республики Коми. В статье рассмотрены особенности оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту станциями технического обслуживания грузового коммерческого транспорта в условиях Крайнего Севера с учетом экономических, географических и технических составляющих. Исследование базируется на анализе статистики грузоперевозок, классификации эксплуатируемых грузовых автомобилей по маркам, методе экспертной оценки в области организации систем автосервиса. Делается вывод о необходимости создания профильной грузовой станции технического обслуживания для стабильного функционирования предприятий региона Крайнего Севера, что напрямую решает одну из задач стратегии развития Арктической Зоны Российской Федерации.
Экономика и управление
В данной статье проводится сравнительный анализ двух методик оценки социального ущерба от ДТП, разработанных соответственно Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) и Федерального дорожного агентства «РОСАВТОДОР». Были рассмотрены основные подходы и принципы, лежащие в основе каждой из методик, а также ключевые показатели и индикаторы для расчета ущерба. В ходе анализа было проведено сравнение полученных результатов, на основе которых были выявлены преимущества и недостатки каждой из представленных методик. Предложено вероятное направление совершенствования методики для расширения спектра возможных последствий от ДТП. Данная статья будет полезна специалистам в области дорожной безопасности и оценки ущерба от ДТП, а также всем, кто интересуется вопросами безопасности дорожного движения.
В статье рассмотрены вопросы современного развития российского агропромышленного комплекса, названы пороговые значения продовольственной независимости государства. Используя компоненты макроэкономической среды, авторы выявили критические точки и факторы, определяющие состояние мирового и российского экспорта продовольствия. Определены сегменты агросектора, функционирование которых зависит от иностранных поставщиков. Доказана возрастающая степень взаимозависимости АПК от экономической политики государства.
Методология выполнения исследования основана на системном подходе к оценке современного состояния агропромышленного бизнеса в РФ и определению его роли в макросреде. В работе были использованы компаративный, аналитический и экономико-статистические методы, которые позволили обеспечить обоснованность результатов и выводов.
Закономерным итогом исследования явился вывод о том, что для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации и обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо использовать системную государственную поддержку при создании технопарков и бизнес-инкубаторов для повышения продуктивности отрасли, а также собственные технологии, обеспечивающие устойчивое инновационное развитие.
Вопросы инженерной педагогики
Секция автоспорта МАДИ в этом году отмечает 60-летний юбилей и в статье обобщается опыт ее работы, анализируется организация и проведение учебных занятий по автомобильному спорту, представляется структура и содержание теоретических занятий, описываются содержание практических занятий на полигоне МАДИ, методические подходы и конкретные учебные упражнения. Обращается внимание на важность контроля в процессе практических занятий по автомобильному спорту за физической подготовкой и физическим состоянием секционеров, описываются применяемые для этого методики. В статье представлен инженерно-технический блок работы секции по подготовке спортивной техники к соревнованиям, описывается подготовка и участие студентов в соревнованиях по автомногоборью. Для успешной работы секции автоспорта рассматривается перспектива организации на полигоне МАДИ Учебно-спортивного комплекса, включающего в себя грунтовую и асфальтовую трассы для круглогодичных тренировок и соревнований, а также учебно-производственные боксы для спортивной техники и помещения для управления соревнованиями и тренировками
Статья посвящена проблемам преподавания в условиях изменившейся ситуации и вызовов настоящего времени. Авторы подчеркивают, что знание – это та основа, из которой произрастают все человеческие убеждения. Современные события, последние документы, принятые правительством [1], а также новая дисциплина, введенная во всех учебных заведениях – «Основы российской государственности» – требуют от преподавателей пристального внимания к процессу обучения студентов. Авторы статьи подходят к исследованию проблемы, используя многолетний опыт преподавания гуманитарных дисциплин, в частности, философии, и описывают способы формирования целостной картины современного мира у студентов. Авторы анализируют формирование и структуру убеждения и влияния на него, как событий современности в целом, так и внутреннего развития личности человека и преодоления возможных заблуждений с помощью методов обучения. Они рассматривают формирование мировоззрения личности и ценностей обучающегося с помощью новых и традиционных методов обучения в динамике, отмечая влияние на обучаемого внешних и внутренних факторов, в частности, обострения внешнеполитической ситуации и роста силы и сплоченности гражданского общества. В статье отмечаются особенности формирования личного мировоззрения в условиях имеющегося несоответствия между разными источниками влияния: поступающей из интернета информацией, ситуацией в социальной группе, к которой принадлежит студент, обучающими материалами. Это несоответствие преодолевается по мере того, как преподаватель пошагово разворачивает темы и задания новой дисциплины. Обучение происходит с помощью новой методики преподавания, разработанной и рекомендованной для преподавания «Основ российской государственности». Это и лекция-спор, и групповая дискуссия, и «понятийное поле», и «мозговой штурм», и свыше тридцати разных методов, которые помогают в важной работе воспитания молодого поколения.
В статье рассматриваются важнейшие категории науки и учебной дисциплины «Политология»: власть, демократия, политический и государственный режимы, гражданское общество,электорат и легитимность, плутократия, авторитаризм, квазидемократия, выборы и оппозиция. Автор целью статьи определил попытку выделить основные причины сдерживания процесса развития демократии. Поэтому задачами исследования являются следующие аспекты: общая характеристика сферы политики стран СНГ в начале 1990-х; главные черты молодых государств и элит, общества переходных от советского типа государств к рубежу 2000-х годов; анализ новых постсоветских элит; основные причины доминирования авторитаризма и олигархических, этнократических режимов в значительной части СНГ и сдерживания системных демократических перемен. Развитие демократических норм,развитых институтов и политической культуры граждан, политической конкуренции и идеологического многообразия, независимых СМИ, общественных инициатив не имеет устойчивой тенденции все эти годы после
распада СССР.
Ежегодный мониторинг студентов IT специальностей МАДИ показывает у многих низкий уровень физической подготовленности и физического состояния. Для улучшения данной ситуации необходимо более активно их привлекать к физкультурно-спортивной деятельности, учитывая их увлечение компьютерными играми. В статье приведен детальный анализ киберспортивных игровых дисциплин, выделены и представлены интерактивные игры, требующие выполнения физических действий и физической активности, особенно новое направление, ставшее самостоятельным видом спорта, – фиджитал спорт (physical + digital). Мультиспортивный турнир «Игры Будущего» в концепции фиджитал, который проходил в Казани, показал, что данное направление является одним из наиболее действенных решений проблемы физического состояния и физической подготовленности студентов IT специальностей.